Найти тему

За что мне это счастье, мама?

Зоя была отличницей, победителем школьных и городских олимпиад, прекрасно рисовала и любила читать. Но рисунков никому не показывала, о прочитанном не говорила. Она вообще была скромной и молчаливой, насколько может быть тихоней ученица, которую часто спрашивают на уроках, отправляют на разные мероприятия, чтоб защищала честь класса и школы. Но после блестящей очередной победы в её жизни снова начинались беспросветные сумерки.

Они приехали в прикамский городок из сибирского поселка, когда Зоя перешла в третий класс. Новенькую – невысокую, худенькую, сначала никто особо не заметил. «Ну, пришла, села за парту, пусть сидит», - читалось в глазах учеников. Но все обратили внимание, когда на заданный вопрос, замухрышка дала развёрнутый ответ таким ясным чистым голосом, что даже строгая учительница отметила: «Зоя Фролова! Сразу видно, что в своей школе ты училась хорошо!»

– Да. На «пятёрки», – скромно кивнула девочка. «Молодец, – сказала Серафима Петровна и, повысив голос, обратилась к классу. – Вот так отвечать надо, Савин и Плашкина! А не мычать телятами, когда вас спрашивают». И с того дня учительница, пожилая, с короткой стрижкой поседевших волос, оценивая Зоино старание, часто подчёркивала: «Молодец, Зоечка! Моя бы воля, только с тобой занималась, а полкласса бы в пятую школу сдала!» Класс угрюмо молчал, кидая злобные взгляды на новенькую, ведь «пятая» была заведением для умственно отсталых детей.

В конце года октябрят стали готовить к приему в пионеры. Серафима объявила: «Совет дружины постановил, что сначала примут самых лучших. Их повезут в военную часть на праздник 9 мая, им галстуки повяжут ветераны. Всех остальных примут в школе на торжественной линейке».

Приём в пионеры. Автор: Сигаевский В.И. 1978 г. Из свободного доступа. Интернет.
Приём в пионеры. Автор: Сигаевский В.И. 1978 г. Из свободного доступа. Интернет.

Спустя много лет, когда Зоя, не выдержав буллинга, тогда это называлось травлей, решила уйти из школы, одна одноклассница сказала: «Я тебя возненавидела, когда одну из класса первую приняли в пионеры. Мне было обидно! Чем я хуже тебя?» …А тогда, стоя в шеренге перед ротой улыбающихся солдат, Зою не покидало ощущение некой неправильности происходящего. Из других классов и школ было по пять октябрят, из её класса она - одна. На другой день с галстуком на груди, перешагнув порог кабинета, она словно напоролась на невидимую стену ненависти и зависти, только девятилетняя девочка не сразу это смогла осознать.

Поняла позже. В течение многих лет её ненавидели, унижали, обижали: тыкали циркулем, при выходе к доске устраивали подножки, придумывали клички, прятали портфель, сменку, воровали тетради, линейки, ластики, портили вещи, вписывали в дневник двойки, и не потому, что она была плохим человеком, как думала школьница сначала, а потому, что недальновидная учительница возвышением одной и унижением других поставила ученицу «вне закона». А девочка, выросшая в уединенном домике у края таёжного леса, не посещавшая детский сад, умеющая понимать язык деревьев и птиц по книжкам Чарушина и Бианки,

Пейзаж. Чупринов А. Из свободного доступа. Интернет.
Пейзаж. Чупринов А. Из свободного доступа. Интернет.

не умела защищать себя от обидчиков и жаловаться взрослым, а только копалась в душе, мучительно ища ответы на горькие вопросы. ...

Из Интернета. Свободный доступ.
Из Интернета. Свободный доступ.

У неё была крепкая нервная система и спокойная обстановка в семье. Много лет скрывала свою боль, не желая огорчать родителей, имеющих проблемы со здоровьем. Видела, как радовались её успехам, с родительских собраний возвращались окрылёнными, и мужественно терпела травлю, отдыхая душой только в каникулы.

В девятом классе ей порезали новое пальто. Брела по заснеженной улице с искромсанным воротником, дырой на рукаве, глаза были сухими, но никто не знал, каково ей было. Помнила каждое слово за семейным столом, когда обсуждали, какую покупку сделать с получки. Сердце ныло от мысли, что нельзя купить обновки обеим сестрёнкам сразу. Пообещав сапожки со следующей зарплаты младшей, пошли покупать пальто старшей. Выбрали любимый цвет – синий, и воротничок из белого искусственного меха был таким красивым, и манжеты тоже. Она чувствовала себя нарядной Снегурочкой из детской сказки, но только два дня!

-4

Пришлось рассказать маме многое из того, что пережила за несколько лет. Та была потрясена, растеряна… Пальто унесли к знакомой портнихе, где его прекрасно отремонтировали, пришили новый воротник.

В пятницу было комсомольское собрание, с которого почти все парни благополучно сбежали. Подводя итоги учёбы за четверть, Зое, как комсоргу, пришлось задать вопрос: «Девчонки! Когда за ум возьмётесь, ведь так учиться нельзя». Альбина Кочкина, высокая, красивая, поднялась и, цедя слова через губу, заговорила:

– Какое право имеешь с нами так разговаривать! Ты кто? Учитель? Директор? Мышь серая! Не доросла ещё нас носом в дерьмо тыкать! Ещё раз вякнешь, ответишь, и не здесь!

Впервые за все годы у Зои задрожали губы: «Так зачем меня комсоргом выбрали?» Другая хохотнула: «А кому охота этот воз везти!» И тогда Зоя сказала, обводя глазами девчонок: «За что вы меня столько лет ненавидите? Что я плохого сделала?» Рыдая, выскочила из класса. В школу больше не приходила.

Потом к Зое пришли две одноклассницы из тех, кто не нападал, но молча, много лет наблюдал травлю отличницы. Опустив головы, стали просить прощения. Одна сказала: «Я много раз хотела защитить, но боялась, что с тебя перекинутся на меня. Всегда ведь в школе кого-то травят и дразнят». Зоя ответила: «Ещё Чарльз Диккенс сказал: «Глубоко в человеческом сердце заложена страсть травить кого-нибудь». Другая сквозь слёзы воскликнула: «Только на всех - то зла не держи… Хоть эти моднячки тебя унижают, всё равно знают, ты – самая умная и лучшая. Это они тебя не достойны!» Зоя заплакала. Поразительные слова, о которых мечтать не могла, доходили, как сквозь толстый слой ваты, но ничего уже не могли изменить.

Перед приходом в другую школу, мама и Зоина тётя побеседовали с новым классным руководителем. Неизвестно, давался ли классу какой - то настрой, или ребята были в большей мере самодостаточными и не нуждались в самоутверждении за счёт слабых, но к Зое сразу стали относиться доброжелательно. Приходя домой, она говорила: «Мама, меня уважают! Там так тепло и спокойно, что из класса уходить не хочется. А я ничего хорошего ещё не сделала! Ни одного конкурса для них не выиграла, ни в одной олимпиаде не участвовала? За что мне такое счастье, мама?»

Закачивая рассказ, Зоина тётя смахнула с ресниц слёзу:

– Зачем она раньше никому не рассказывала? Всё скрывала! А я замечала! Девчонке двенадцать, а глаза порой такие взрослые, такие печальные. Я спрашиваю, что за грусть, она успокаивает! А надо было насторожиться… Ну, не бывает такого лица у счастливых успешных детей…

Фото из Интернета. Свободный доступ.
Фото из Интернета. Свободный доступ.

– А как сейчас Зоя? Окончила вуз? Кем работает?

– Она устала учиться в школе. После выпуска год работала в заводской теплице. Потом закончила лесхоз - техникум, вышла замуж. Супруг – мастер на заводе. Прекрасный муж и отец: помог ей вуз заочно закончить. Вырастили двух сыновей. А сейчас она ещё пейзажи пишет...

Женщина показала на экране телефона фотографии Зоиных картин. В них много солнца, ярких красок и радости… Радости не всепоглощающей, кричащей на весь свет, а какой-то щемяще – тихой и благостной…

******

Рассказ создан по мотивам откровения Надежды Л. Имена изменены. 2.12.2020. Татьяна Синькова.

При желании можно подписаться на канал или поставить "лайк", если история нашла отклик в вашем сердце.

Следующая история о любви "Златовласка на пристани"

Предыдущий рассказ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАНАЛУ