К сожалению, многие родители, возможно, даже большинство, сами являются, по сути, детьми. Не имея за плечами достаточного житейского опыта, они занимаются воспитанием своих детей, и зачастую мы видим печальный результат такого воспитания.
Наши далёкие предки жили родовыми общинами, а затем большими патриархальными семьями, так что дети постоянно находились под опекой своих бабушек и дедушек и других старших родственников. Такое окружение создавало благоприятную воспитательную среду: умудрённые жизненным опытом представители старших поколений корректировали поведение родителей, а зачастую в большей степени являлись воспитателями, чем молодые родители, занятые повседневными делами.
В более позднее время тенденция упрощения и уменьшения состава семьи продолжилась. В первую очередь, это связано с тем, что всё большее количество людей имеет возможность уже в раннем возрасте стать самостоятельными и независимыми от родителей – со своей работой и жилплощадью. В добавок постепенно сдвигается возраст вступления в брак и, соответственно, появления собственных детей, а значит, увеличивается возрастной разрыв между поколениями.
Конечно, бабушки, дедушки, как и дяди с тётями, продолжают влиять на воспитание младшего поколения, но всё чаще – на расстоянии или редкими эпизодами общения по праздникам или на каникулах. А самое главное – то, что их право на воспитание теперь урезано: родители не только могут противодействовать их влиянию, но и вправе просто запретить им общение со своими детьми, если сочтут это нужным.
В результате мы получили то, что главными воспитателями подрастающего поколения зачастую становятся вчерашние дети, так и не ставшие взрослыми. И они со свойственным взрослым детям максимализмом берутся растить своих отпрысков, считая, что знают, как это делать, лучше, чем их родители. И мы видим, как расцветают в молодых семьях непрекращающиеся скандалы с переходом в избиение, общение через мат, несчастные случаи с детьми из-за безалаберности родителей.
А ведь главный воспитательный процесс заключается в восприятии и копировании детьми поведения окружающих, в первую очередь, родителей. Каким вырастет ребёнок, на глазах которого родители ведут себя, как несдержанная уличная шпана: ругаются друг с другом, оскорбляют своих домочадцев, ведут нездоровый образ жизни, позволяют себе неуважительное отношение к своим родителям?
Можно до бесконечности говорить своим детям, как себя вести правильно, а как – нет, можно угрозами, просьбами или посулами принуждать ребёнка совершать или не совершать те или иные поступки, но пока родители не станут сами делать то, что требуют от своих детей, результата не будет.
Ребёнок гораздо острее, чем взрослый, чувствует несправедливость. Он не сможет согласиться с тем, что есть вещи, которые он должен делать или не делать, потому что он «ещё маленький», хотя взрослые позволяют себе делать это без проблем. Неравноправное положение со взрослыми, в котором он оказывается, видя, что он окружён запретами и требованиями, от которых они сами себя освободили, вызывает в маленьком существе протест и острое желание поскорее стать взрослым.
Даже если удастся подавить волю ребёнка и заставить его строго соблюдать установленные правила, подобное отношение к нему вызовет эффект «мины замедленного действия». Скрытый внутри протест накапливается, и спустя много лет такие родители получают от своих детей ответ в виде неуправляемого бунта, подавить который будет уже невозможно.
Чтобы избежать подобных деформаций в детской психике, родителям нужно принять для себя главное правило: нельзя требовать от ребёнка то, чего не можешь делать сам. Прежде чем запрещать ребёнку произносить «нехорошие» слова, нужно прекратить их употреблять самому. Требуя, чтобы ребёнок мыл руки перед едой, чистил зубы перед сном, убирал за собой, ложился вовремя спать, следует самим неукоснительно соблюдать свои правила, как бы трудно это не было. Общаясь с детьми и со своими родителями без уважения, трудно будет добиться должного отношения от своих отпрысков.
Данный принцип желательно распространить и на сферу «взрослой жизни»: трудно убедить ребёнка во вреде курения, чрезмерного употребления алкоголя и тому подобного, если на его глазах кто-то из родителей дымит, как паровоз, и проводятся ежедневные посиделки с возлияниями. Как бы трудно не было отказаться от вредных привычек, нужно пойти на эту жертву ради благополучия ребёнка.
Напоследок хочется признать, что наличие детей является мощным катализатором самовоспитания. Ребёнок внимательнее взрослого и быстро подмечает все недостатки своих родителей. И правильной реакцией на его замечание будет не огрызаться, а принимать к сведению и исправлять своё поведение в лучшую сторону.