Найти тему
Светлая грусть чудес

Девочка, которая всегда улыбалась

То лето не должно было ничем не отличаться от любого другого. Как всегда, на каникулы приехала тетя Анна и наши кузины. Как всегда, мы проводили время вместе, играя в саду. И все бы так и шло, если бы не Роза! Однако, давайте обо всем попорядку.
После завтрака мы все собрались в нашем любимом уголке сада, где у нас был построен небольшой шалашик, служивший нашим играм. Мы - это я, мой младший брат Оскар, и две наши старшие кузины - Матильда и Маргарита. Сегодня нам было, что обсудить - взрослые сказали, что к нам приедет наша кузина Роза, которую мы никогда не видели.
- Мама говорит, что она - сирота, и что она очень воспитанная. - сказала самая старшая кузина, Матильда. - Она училась в каком-то пансионе.
- Значит, будет ябедой. - заключила Маргарита. - В пансионах все такие.
- А я слышал, что к ней будет приходить учитель музыки. - сказал Оскар.
- Как бы и нас всех не засадили заниматься музыкой. - надула губки Маграрита.
- Я слышала от папы, что она нам вовсе не кузина, а... словом, очень дальняя родственница. Это как сестра, но... не совсем настоящая. - Маргарита запуталась и покраснела от смущения.
- Она дочь папиного троюродного брата. - поправила Матильда. - А правда, что она совсем бедная? Что у нее совсем-совсем нет денег, чтобы жить у себя дома?
- Мама говорит, что у нее большое состояние, но что девочка не может жить одна. - важно ответила Маргарита.
- А я бы ни за что не поехал ни к каким родственникам! - заявил Оскар. - Я бы жил один, на свободе! Эх, если б только у меня было большое состояние...
- Ты говоришь глупости. - важно отрезала Матильда. - Раз мама сказала, что дети не могут жить одни, значит, так оно и есть. И потом, мама сказала, что она приедет к нам только на лето, а не насовсем. А ты даже не знаешь, что такое состояние!
- А ты!.. А ты, ты даже не знаешь, как называется дочь папиного троюродного брата, вот! - закричал обиженный Оскар, и передразнил голоском Матильды, - Как сестра, только не настоящая!
- Ты и сам не знаешь! - Матильда показала ему язык, и обратилась ко мне, - А ты, Даниэль, слышал что-нибудь об этой Розе?
Мне захотелось подразнить ее, и я ответил:
- Я слышал, что она красивая и умная, не то, что ты.
- Ах, вот ты что! - вскочила Матильда.
Я помчался от нее по саду, и едва не сбил с ног тетю Анну, маму Матильды и Маргариты, которая шла по дорожке в нашу сторону.
- В каком ты виде, Даниэль? - напустилась она на меня. - Ты себе шею сломаешь! Сейчас же зови всех домой! Кузина Роза приехала.


* * * * *
Кузина Роза стояла в гостиной с мамой, тетей Анной и каким-то незнакомым господином. Она была одета в зеленое платье и зеленую шляпку, а в руках держаала небольшой чемоданчик. Когда мы все гуськом вошли в гостиную, мама указала кузине Розе на нас:
- Познакомься, Роза! Это твои кузены: Матильда, Маграрита, Даниэль и Оскар. Дети, подойдите же поздороваться!
Кузина обернулась к нам с робкой улыбкой, и каждому подала свою маленькую ладошку.
- Какие у вас чудесные ресницы! - сказала она Матильде.
- Какой красивый бант! - Маргарите.
- Мне кажется, вы очень смелый. - Оскару, и тот расплылся от удовольствия.
Когда дошла очередь до меня, она, видимо, не сразу нашлась, что сказать мне, поэтому жала мою руку чуть дольше обычного, и наконец смущенно прошептала:
- Вы такой милый.
Затем она пригласила нас всех к себе в комнату после обеда, разбирать коробку с игрушками и книгами.
- Если вам что-то понравится, - прибавила она, - вы сможете себе это взять.
- Только не вздумай раздарить им все на свете! - сказала тетя Анна. - Кроме того, эти несносные сорванцы совершенно не заслуживают подарков. А сейчас Розе нужно отдохнуть с дороги. Пойдем, я покажу тебе твою комнату.
Тетя Анна увела Розу, а мы вернулись в наш шалашик. Нам не терпелось поделиться впечатлениями.
- Мне она не понравилась! - заявила Маргарита. - Вы видели? У нее зеленые туфельки!
- А при чем тут туфельки? - фыркнул я. - Не босиком же ей ходить! По-моему, она не ябеда и не задавака.
- Ты так говоришь потому, что она назвала тебя милым. - хихикнула Матильда. - Сразу видно, что она не очень-то и умная.
- Ты просто завидуешь зеленым туфелькам! - не остался я в долгу.

-2

- Не знаю, не знаю... - задумчиво проговорила Маргарита, и сразу же стала похожа на маленькую старушку. Она всегда походила на старушку, когда пыталась подражать взрослым. - С чего бы ей делать нам подарки? Вот уже и подлизывается!
- Да-да! - подхватила Матильда, обрадовавшись, что сестра на ее стороне. - А вдруг я выберу ее любимую куклу? Так она мне ее и отдаст!
- А ты проверь! - поддел ее я. - Вот только ты не знаешь, какая кукла у нее любимая!
- А знаете что? - сверкнула глазами Маргарита, - Я вообще не пойду к ней после обеда. Пусть сама разбирает свои игрушки!
- Я тоже! - подхватила Матильда. - Подумаешь, подарки! Сразу видно, что у нее большое состояние!.. Вы же тоже не пойдете, мальчики? Или вам хочется куклу в подарок? - она надменно тряхнула головкой и отвернулась.
Оскар засомневался. Я видел, как ему хочется пойти после обеда к Розе, но подвергнуться насмешкам кузин для него было страшнее.
- Ну, и не ходите! А я пойду! - заявил я, - А вы просто плохо воспитаны. Ведь Роза у нас в гостях.
- Она не в гостях. Она будет здесь жить. А ты уж, точно, нажалуешься! Пойдемте от него! - Маргарита вскочила и пошла прочь, Матильда и Оскар поплелись за нею.

Худ. - John Callcott Horsley
Худ. - John Callcott Horsley

* * * * *

Во время обеда все невольно следили за Розой. Нам столько твердили накануне о ее идеальных манерах, что мы, хоть и делали вид, что нам все-равно, все же с интересом и завистью наблюдали за ней за столом.
Роза сидела рядом с Матильдой и Маргаритой. Мне показалось, что мои кузины что-то замышляют. Они перешептывались, делали друг-другу какие-то знаки и хихикали, пока, наконец, тетя Анна не пригрозила оставить их вовсе без обеда.
- Кузина Роза, не хотите ли соли? - спросила Матильда самым ангельским голоском, который, как я знал, не предвещал ничего хорошего.
- Спасибо! - улыбнулась Роза. - А вы?
Она подняла подставочку с солонкой и перечницей, и подала ее Матильде. Та протянула руку, и в этот момент задела подставочку так, что половина соли высыпалась в тарелку кузины Розы. Я был просто уверен, что Матильда сделала это нарочно!
- Ах, какая я неловкая! - с показным испугом пропела Матильда.
- Ничего страшного. - снова улыбнулась кузина Роза, - Я люблю соленое! - и не моргнув глазом, доела остатки супа.

-4

После обеда кузины осторожно, чтобы взрослые не заметили, выскользнули из дома, Оскар нехотя увязался за ними. Я выждал немного и отправился в комнату кузины Розы.
- Как хорошо, что вы пришли! - обрадовалась она.
- Девочки не смогут прийти, - смущенно пробормотал я. - И Оскар тоже. Они... им... их мама просила помочь ей!
- Конечно, я понимаю. - продолжала улыбаться кузина. - Вы поможете мне распаковать книги?
Теперь я мог рассмотреть ее. Мне она показалась прехорошенькой! Она была такая простая, приветливая, совсем не жеманная, не то, что Матильда с Маргаритой. А главное, она все время улыбалась, и улыбка делала ее лицо очень милым.
А сколько у нее было книг - целая библиотека! Мы доставали их из ящиков и расставляли на полках.
- Неужели вы их все читали, кузина? - удивился я.
- Да! Те, что я еще не читала, привезут попозже. Поэтому выбирайте любые, какие вам понравятся. Вы любите Фенимора Купера?
Она отложила для меня целую стопку книг, и еще такую же для Оскара.
- А ваши кузины любят читать? - спросила она.
- Не очень... - замялся я. - Они больше любят кукол.
- Давайте откроем вон тот чемодан. Там есть две совершенно чудесные куклы, думаю, им понравятся!
Мы извлекли из чемодана двух больших кукол, разодетых, словно принцессы, в пышные юбки с воланами, кружевные накидки и ленты.
- Пожалуйста, отнесите им. - попросила меня кузина Роза. - Ваши кузины такие очаровательные!
Я очень сомневался в этом, но решил не возражать.
- А вы что же, останетесь без кукол? - спросил я вместо этого.
Кузина Роза улыбнулась еще ослепительней.
- Нет, что вы! У меня есть самая любимая кукла, мамина. Ее зовут Лилия. Мама шутила, что мы с куклой - два цветка: роза и лилия.
Из того же чемодана она извлекла еще одну куклу и протянула ее мне. Я очень удивился: кукла Лилия была одета в скромное льняное платье и белый передник, а локоны ее уложены не в букли, а в две косы.
- Мама говорила, что она - простая горожанка. А мне кажется, что она с какой-нибудь фермы.
- Почему?
- Видите, какой у нее передник. Я думаю, что она - молочница. - кузина Роза засмеялась и поставила куклу на подоконник. - Я мало с ней играю. В основном, мы читаем и беседуем.
- Беседуете? - тут уж моему удивлению не было предела.
- Ну да. - снова засмеялась кузина Роза. - Лилия очень умная и внимательная.
Было уже поздно, когда мы закончили и нас позвали к ужину. Я потащил подарки в детскую, но главное, я знал теперь огромную тайну! Я знал, какая кукла у кузины Розы самая любимая, а еще я знал, что с куклой можно вести беседы!

* * * * *
Жизнь после приезда кузины Розы потекла внешне, как и раньше, но на самом деле, это было совсем не так. Наша маленькая компания разделилась на два лагеря: Оскар с кузинами составляли один, а мы с кузиной Розой - другой. Масла в огонь подливали наши родители и тетя Анна. Они во всем ставили кузину Розу в пример, и тут уж не смогли помочь никакие подарки, даже самые разнаряженные куклы!
Правда, кузина Роза, кажется, и не подозревала, ни о каких лагерях. Она была со всеми мила и предупредительна, и всегда улыбалась. Даже тогда меня это удивляло в ней. Не может же быть, чтобы она не видела, не чувствовала, не понимала, что Матильда и Маргарита относятся к ней недружелюбно, а под их влиянием и этот глупец Оскар! Но она говорила с ними так приветливо, будто они были ее лучшими друзьями.

-5

Так прошло почти все лето, и за кузиной Розой вскоре должна была приехать сестра ее матери. А пока к ней несколько раз в неделю приходил учитель музыки, и тогда я оставался в одиночестве. В один из таких дней я слонялся по саду, и ноги сами принесли меня к нашему шалашику. Я хотел уже свернуть на другую дорожку, пока меня не заметили, но в этот момент из шалашика выскочила Маргарита.
- А ты что тут делаешь? - уставилась она на меня. - Твоя Роза не пригласила тебя музицировать?
У меня не было настроения ссориться с нею, и я пробормотал в ответ что-то невнятное. Маргарита неожиданно улыбнулась:
- Ладно уж, не сердись. Иди к нам, ты так давно здесь не был.
Я влез в шалашик и уселся на свое прежнее место.
- Расскажи, чем вы занимаетесь с кузиной Розой? - продолжала Маргарита самым сладким своим голоском. - Играете в куклы? Кстати, эти куклы, ну, что она нам подарила, они... как бы это сказать?.. Они, конечно, красивые, но такие заносчивые! Правда, Матильда?
- Наверное, у нее все куклы такие. - ответила та. - У этих девочек с большими состояниями свои капризы.
От такой несправедливости я даже подскочил!
- А вот и нет! - закричал я, - Ее любимая кукла совсем другая, она похожа на девушку с фермы, у нее две косы и передник, а еще она очень умная и с ней можно вести беседы!
Только когда я выпалил все это, я заметил, как переглянулись Матильда и Маргарита.
- Как интересно! - сказала Маргарита, - Значит, вы все время беседуете с этой куклой? Невероятно!
Матильда вдруг засуетилась и поспешно выскочила из шалашика, а за нею и Оскар. Я хотел было выйти за ними, но Маргарита меня удержала.
- Расскажи мне еще об этой кукле. - ласково попросила она. - У нее красивое платье? Почему она с фермы?
Я нехотя отвечал на ее вопросы. Меня немного насторожил такой неожиданный интерес, но я подумал, что, может быть, кузины хотят, наконец, примириться с Розой.
Через несколько минут Матильда с Оскаром вернулись, и позвали Маргариту. Она захихикала и выбежала к ним, все трое куда-то ушли, пересмеиваясь и оглядываясь на меня.

-6

Я заподозрил неладное и решил пойти в комнату кузины Розы, и там ждать, когда закончится ее урок. Открыв дверь, я замер на пороге.
Прямо передо мной на полу валялась Лилия, любимая кукла кузины Розы, с оторваными руками и ногами, в изодранном платье! Ее белоснежные косы были отрезаны и валялись рядом. Я поднял куклу и с испугом вертел ее в руках. В этот момент сзади послышался легкий шорох. Я обернулся. В дверях стояла Роза с застывшей улыбкой на лице.
- Даниэль... - прошептала она, - Кто же это сделал?..
Я бросил куклу и выскочил из комнаты. Я несся по лестнице, перелетая через три ступеньки. Я бежал к шалашику. Матильда, Маргарита и Оскар сидели там, когда я опрокинул полог и разметав подпорки, налетел на них.
- Это вы сделали! - закричал я. - Вы подлые, гадкие! Это вы испортили куклу кузины Розы!
Я схватил первое, что попалось под руку - это оказались грабли, оставленные садовником - и кинулся на эту компанию. Я кидал в них комья земли, я разгромил весь шалашик, я кричал им все злые слова, какие только знал. С визгами и криками разбегались они от меня, зовя на помощь маму и тетю Анну.

Вечером в доме было тихо.
Сбежавшиеся на крики взрослые переловили нас в саду, развели по комнатам и не велели выходить. Вернувшийся после обеда папа допросил каждого, и наказал нас всех. Матильду, Маргариту и Оскара - за испорченную куклу, меня - за безобразное поведение. Мне было все-равно. Я знал только, что прежней дружбы моей с кузинами и Оскаром быть не может. Я знал, что никогда не прощу им испорченой куклы.

Кузина Роза уехала скорее, чем мы ожидали. Мы не простились с нею... Матильду и Маргариту увезла тетя Анна, меня и Оскара отправили к дедушке до конца каникул.
Когда мы вернулись, я первым же делом побежал в комнату, где жила кузина Роза. Комната была так же пуста, как и до ее приезда, только на столе стояла большая стопка книг, перевязанная веревкой, и записка сверху. Я развернул ее:
"Моему дорогому кузену Даниэлю. На добрую память от Розы".

* * * * *
Много лет я ничего толком не знал о кузине Розе. Я знал, что она жила с родней ее покойной матери, знал, что потом она вышла замуж и переехала в столицу. Все же, она была слишком дальней моей родственницей, и слухи о ее жизни доходили до меня через общих знакомых.
Однажды на каком-то приеме мой приятель упомянул в разговоре жену своего хорошего друга. Названная фамилия ничего мне не говорила. Мой собеседник был немало удивлен:
- Как? Тогда я просто обязан представить вас! Да вот же и она сама!
К нам, улыбаясь, шла прекрасная элегантная молодая дама. Ее лицо показалось мне смутно знакомым. Приятель представил меня. Услышав мое имя, она просияла:
- Так я вас знаю! Кузен Даниэль, узнаете ли вы кузину Розу?

-7

Чуть позже подошел ее муж, и мы проговорили весь вечер. На другой неделе я был приглашен к ним на ужин, и снова мы прекрасно провели время. У нас оказалось столько общих знакомых, и было даже странно, как это мы не встретились за столько лет. С тех пор я стал часто бывать у них дома.
Однажды кузина Роза пригласила меня в свой кабинет.
- Я кое-что тебе покажу. - загадочно улыбнулась она.
Первое, что я увидел на ее столике - кукла! Да, та самая Лилия. Конечно, платье и передник на ней были уже не те, а стриженую головку Роза прикрыла белым чепчиком. Воспоминания нахлынули на меня.
- Старая знакомая! - улыбнулся я.
- Немного постарела, но все та же прекрасная молочница. - улыбнулась кузина Роза.
- Сколько лет... Знаешь, какой я запомнил тебя? Ты была такая... всегда улыбалась. Что бы ни случилось, ты всегда улыбалась.
- Видишь ли... - она немного помолчала. - Когда случилось несчастье с моими родителями, я была просто убита горем. Я так горевала, что заболела. А потом я решила, что если буду улыбаться, то больше со мной не приключится ничего плохого. Я подумала, что беды потому такие злые, что люди встречают их слезами и жалобами, а если им улыбаться, то и они сжалятся над тобой. - она улыбнулась, как тогда, в детстве, и лицо ее снова стало милым и нежным.
- Тебе это помогло? - спросил я. - Беды обошли тебя?
Кузина Роза поставила Лилию обратно на столик, и когда обернулась ко мне, на ее лице сияла самая лучезарная улыбка.

Я не прошу у вас лайки, репосты, комментарии, подписки! Чудо случится с Вами уже сегодня и без всего этого!