Найти тему

Лихие героические мемуары бывалого анархиста-революционера

МОНГОЛ ШУУДАН «Собачья чушь»

Раскрутка по радио- и ТВ далеко не всегда идет группам на пользу. Бывает так, что первая услышанная тобою песня, активно транслируемая на всю страну через СМИ, напрочь отбивает желание знакомиться со всем остальным творчеством исполняющего ее коллектива. А все потому, что выбираемый руководством радиостанций и телеканалов потенциальный «стопудовый хит» рассчитан на массового слушателя и порой с основным творчеством группы совершенно ничего общего не имеет. По крайней мере, в отношении рок-групп такое случается довольно часто: среди вороха правил «воротилы шоу-биза» предпочитают выбирать исключения не самой высокой пробы, но которые не слишком разборчивый «пипл» обязательно «схавает» с огромным аппетитом.

Подобная история точь-в-точь произошла, когда я услышал (а потом ещё увидел по телеку) песню «Москва» в исполнении группы МОНГОЛ ШУУДАН, точнее ее бессменного лидера Валерия Скородеда. Ну ту самую заунывную, на стихи Сергея Есенина, где лирический герой «читает стихи проституткам и с бандюгами жарит спирт». Знаете наверняка.

Валерий Скородед в клипе "Москва". Кадр из общедоступных источников
Валерий Скородед в клипе "Москва". Кадр из общедоступных источников

Как только этот хит совершил несанкционированное проникновение в мои уши и далее в мозг, воображение сразу же нарисовало некий кабацкий бэнд, исполняющий что-то в духе «городской романс/русский шансон». Впрочем, без этого в разные периоды творчества свободной во всех отношениях группы тоже не обошлось. Ну любит Скородед Сотоварищи миксовать самые различные стили (от блатной песни до метал-хардкора) – и всё тут! Даже панк-частушки в творческом багаже числятся. Но, стоит отдать должное, тематическая начинка всегда остается практически без изменений. Разве что с небольшими гибридными отступлениями, которые не в счет.

Как бы то ни было, музыкальное направление, в котором выдержана песня «Москва», меня никогда не интересовало, а потому дальнейшего знакомства с музыкой МОНГОЛ ШУУДАН тогда не последовало. Более того, когда один из моих знакомых назвал сию формацию «панк-рок группой», я решил, что мне послышалось. Либо тот, кто это говорит, разбирается в панке на уровне СЕКТОРА ГАЗА и КРАСНОЙ ПЛЕСЕНИ… ну то есть никак.

А вот потом был настоящий шок и прозрение сродни тому, когда Колумб вдруг осознал, что совершенно неожиданно для себя открыл Америку. Ну как потом? Произошло это несколько лет спустя, когда я наконец-то решился внимательно прослушать «от и до» альбом «Собачья чушь», неоднократно мне рекомендованный все тем же самым знакомым. И…ой как я ошибался насчет МШ! А ведь мог услышать этот забойный панк-шедевр намного раньше! И горестно, и больно… впрочем, ладно! Время вспять не повернуть, и я безмерно рад, что подобное открытие в моей меломанской жизни все же произошло.

Обложка иностранного CD-издания с адаптированным для американизированного слушателя названием. Изображение из общедоступных источников
Обложка иностранного CD-издания с адаптированным для американизированного слушателя названием. Изображение из общедоступных источников

Итак, «Собачья чушь» - это анархо-панк-рок исконно русский и истинно советский. Такой же родной, как некогда весьма экзотичный для каждого иностранца китчевый набор «матрешка-водка-балалайка-перестройка-Горбачёв». В достаточно уже далеком 1994 году журналист популярной тогда газеты «New Hot Rock» написал следующее: «МОНГОЛ ШУУДАН любителям русской экзотики, а также несовершеннолетним панкам и разным интеллектуалам представляется самым интересным явлением в русском роке». Что ж, вполне справедливо и очень даже может быть.

Любопытно, что МШ проповедуют анархо-панк не только в чисто музыкальном и даже не только в мировоззренческом плане, но и в контексте историческом. Тематическую основу песен, а также имиджа музыкантов составляют небезызвестные события 1917 - 1922/23 годов, а если еще точнее, так называемая «махновщина».

Обложка издания на аудиокассетах. Изображение из общедоступных источников
Обложка издания на аудиокассетах. Изображение из общедоступных источников

Да, согласен, к наследию Нестора Ивановича Махно явно либо опосредованно обращались многие отечественные коллективы: E.S.T. («Батька, пожалей коней», «Гуляйполе»), ВА-БАНКЪ («Чёрное знамя»), ЧИЖ &Co («Батька Атаман»), ЛЮБЭ, в конце концов, с народным хитом «Батька Махно». Но только МОНГОЛ ШУУДАН посвятил «приключениям» этого реального анархиста-революционера все свое творчество. А релиз «Собачья чушь» стал, в свою очередь, самым ярким панк-проявлением этой единожды выбранной и впоследствии непоколебимой творческой линии.

Обложка CD-переиздания альбома. Изображение из общедоступных источников
Обложка CD-переиздания альбома. Изображение из общедоступных источников

Справедливости ради (опять же исторической) следует заметить, что истинный анархо-панк появился и проявился уже на дебютном альбоме МШ под говорящим названием «Паровоз-анархия» (кстати, известный музыкальный критик Артемий Троицкий назвал сие творение лучшим альбомом 1989 года). Однако, тогда этот самый «паровоз» только набирал «обороты», имея (по вполне объяснимым техническим и сопутствующим причинам) больше оригинально-идейные, нежели музыкальные достоинства. А вот на полноформатнике «Собачья чушь», датированном 1993 годом, бескомпромиссный «анархо-поезд» уже мчится на полный скорости, уверенно выдувая из себя клубы густого дыма. При этом «подбрасываемый в топку уголь» дает максимум энергии, необходимой для стремительного прямолинейного движения. Местами создаётся ощущение, что либо поезд вот-вот взлетит, либо что-то в нем рванет к чертовой матери.

Внутренняя сторона обложки издания на аудиокассетах. Изображение из общедоступных источников
Внутренняя сторона обложки издания на аудиокассетах. Изображение из общедоступных источников

Теперь о поэзии. Тема песен, как уже ранее говорилось, одна-единая. Чтобы не быть голословным и не прослыть пустобрёхом, приведу небольшой текстовый фрагмент из песни «Чекист»:

Пуля навылет через шею

Хлестнула кровью, и хрен с тобой.

Мы этих гадов закатим в траншею,

Мы этим гадам покажем разбой!

А в амбразуре голые ляжки,

Там ещё с вечера пьют самогон.

Наш командир в рваной тельняшке

В пьяном угаре прёт на рожон…

Дальше, естественно, начинаются подвиги. Впрочем, в отечественной истории всегда так: выпил «эликсир смелости» - и вперёд, навстречу новым открытиям и во имя высокой идеи!

Задняя часть обложки американского издания на CD. Изображение из общедоступных источников
Задняя часть обложки американского издания на CD. Изображение из общедоступных источников

Впечатление от прослушивания «Собачьей чуши» примерно следующее: по ушам проскакала полноценная конница, и на полном ходу проехалась пара десятков тачанок. А ты лежишь такой на пыльной дороге, тоже в драной тельняшке, под несколькими литрами самогона, весь в крови и в синяках… но отчего-то довольно улыбаешься широченной улыбкой, в которой нескольких зубных единиц явно не достает, и рассеянно пялишься прищуренными мутными глазами то в синее небо, то вслед стремительно удаляющимся доблестным анархистам-революционерам.

Из общей музыкально-текстовой «кавалерии» альбома несколько выделяется совсем уж цинично-панковский боевик «Русишь Швайн», а также лирическая баллада «Что-то сталося со мной…». Но слушаются они не чужеродно, а, напротив, весьма гармонично. Если все остальные песни – это забористый самогон, то эти две композиции - к нему отменная закуска. Мешать такое - верный признак истинного мастерства, которое, как известно, не пропьёшь и не прогуляешь. Оно всегда с тобой, как и вся эта милая сердцу «Собачья чушь».

Наши дни. Валерий Скородед выступает перед верными соратниками. Фото из общедоступных источников
Наши дни. Валерий Скородед выступает перед верными соратниками. Фото из общедоступных источников