Найти тему
INVERSION_VISION

IPO Airbnb - эмпатичный сервис для туристов другого поколения! Новая эра комфорта или неоправданные амбиции?

Оглавление
IPO Airbnb
IPO Airbnb
Airbnb, Inc. является лидером в области предоставления широкого спектра услуг краткосрочной аренды жилья через одноименную электронную площадку – Airbnb, представленную в качестве мобильного приложения и веб-сайта. Помимо частных апартаментов, список предложений Airbnb включает такие редкие жилые объекты, как замки, микро-дома, яхты, конные ранчо, трейлеры, плавучее жилье и даже частные острова. В качестве продуктов стратегии кросс-продаж компания предлагает дополнить свое путешествие услугами гида, воспользоваться уникальной системой бронирования на предстоящие экскурсии и мероприятия (которые проводят местные жители), а также возможность забронировать место для проведения банкетов, корпоративных собраний и даже свадеб. Интернет-площадка уделяет большое внимание комфорту и безопасности путешествий, поэтому была создана надежная система платежей, круглосуточная служба поддержки и система отзывов о каждом хозяине и госте.

Предполагаемая дата IPO - 09.12.2020

Предполагаемая дата торгов - 10.12.2020

  • Ценовой диапазон: $44 - $50
  • Акций к размещению: 51.9 млн.
  • Объем размещения: $2,85 млрд.
  • Капитализация на IPO составит $30 млрд.
  • Ведущий андеррайтер -Morgan Stanley

В 2019 году у компании насчитывалось более 150 млн. клиентов по всему миру. Согласно данным компании, платформа предлагает около 7 млн. локаций в 100 тысячах городов по всему миру. В совокупности, сервис Airbnb доступен в 220 странах.

История компании

Компания Airbnb, Inc. была создана в 2008 году, штаб-квартира находится в Сан-Франциско. Сооснователем и генеральным исполнительным директором компании является Брайан Хески. Идея создания компании пришла Хески и его партнеру Джо Геббиа, когда они разместили свои апартаменты на прототипе веб-сайта «Airbedandbreakfast.com», чтобы привлечь деньги на оплату аренды. В те выходные в Нью-Йорке проходил съезд дизайнеров и архитекторов, и в центральных отелях не было мест, поэтому предложение Хески и Геббиа было встречено с особым интересом. Так и появилась идея создать сервис краткосрочной аренды жилья. На этапах своего развития Airbnb сумела привлечь более $4 млрд., включая инвестиции со стороны частных акционерных компаний Sixth Street и Silver Lake.

Всего с момента основания компании в проект было инвестировано около $5,8 млрд. Одним из инвесторов стал фонд DST Global российского предпринимателя Юрия Мильнера.

Кроме штаб-квартиры в Сан-Франциско, компания имеет 10 региональных офисов: в Барселоне, Берлине, Гамбурге, Копенгагене, Лондоне, Милане, Париже, Сан-Паулу, Сингапуре и Сиднее.

Подробно с по-настоящему трогательной, но при этом креативной и впечатляющей историей становления Airbnb можно ознакомиться по ссылке.

Ключевые факты о компании:

  • Airbnb более 10 лет занимает лидирующие позиции в области предоставления высококачественного сервиса краткосрочной аренды частного жилья более 150 млн. клиентам по всему миру.
  • Компания ежегодно модернизирует платформу и предлагает новые возможности своим клиентам, включая направление «Онлайн-Впечатления». С апреля 2020 компания начала активно работать над контентом, предлагая уникальные занятия, придуманные местными жителями и выходящие за рамки обычной экскурсии или урока.
  • Согласно данным Reuters, рост выручки Airbnb во втором квартале 2019 года достиг 40% роста (в сравнении с 2 кварталом 2018), превысив более $1млрд.
  • Адресный рынок краткосрочной аренды жилья в 2019 году оценивался в $87 млрд.
  • Согласно данным Airbnb, к 2030 году компания планирует привлечь более 400 млн. активных пользователей на платформу, выходя на развивающиеся рынки. Благодаря стратегии «Глобальный рост», в основе которой - расширение присутствия сервисов Airbnb на рынки Китая и Юго-Восточной Азии, компания может сохранить впечатляющие темпы роста выручки и стать лидером в своей нише.

Негативные факторы

  • На фоне пандемии во 2-м квартале снизилось бронирование на 67% г/г (28 млн забронированных ночей во 2-м квартале 2020 года против 83,9 млн ночей годом ранее), что, по заявлению компании, стало самым быстрым снижением за всю историю.
  • На фоне сильного снижения компания уволила 25% (1900 чел) сотрудников, сократила расходы на рекламу и привлекла $2 млрд финансирования.
  • Оценка компании снизилась с $31 млрд до $18 млрд.
  • В 3-м квартале у компании наблюдается восстановление на фоне роста внутренних путешествий на короткие расстояния. Количество забронированных ночей сократилось на 28% г/г. В 3-м квартале выручка сократилась на 18%, но при этом компания зафиксировала рекордную маржу в 31%. Количество забронированных ночей выросло с 28 млн во 2-м квартале до 61,8 млн в 3-м квартале.

*Результаты Airbnb за 3-й квартал значительно лучше, чем у конкурентов компании. В 3 квартале выручка Booking сократилась на 48% г/г, а выручка Expedia упала на 58% г/г, в то время как у Airbnb выручка сократилась лишь на 18%.

Уникальные параметры

Сервис Airbnb уникален и не имеет аналогов, в его основе лежит создание открытой экосистемы, основанной на человеческих отношениях между собственником и клиентом. С помощью инновационных технологий машинного обучения платформа моментально подыскивает по параметрам, введенным в поиске, максимально подходящие предложения.

Кроме того, с недавнего времени компания развивает направление «Airbnb для всех», предлагающее доступные предложения для людей с ограниченной мобильностью. Клиент также может связаться напрямую с собственником, обсудить детали и особые пожелания, а также увидеть отзывы от предыдущих постояльцев. Airbnb с пристальным вниманием относится к безопасности, поэтому проверяет данные как о гостях, так и о собственника. Airbnb также поддерживается международным сообществом путешественников Airbnb, позволяя связаться и получить помощь у проверенного лица в случае возникновения непредвиденных обстоятельств в путешествии. Также компания предлагает круглосуточный сервис поддержки на 11 языках мира.

Преимущества компании

Аренда частного жилья через Airbnb, по сравнению с отелями, обладает рядом преимуществ:

  • Стоимость. Нередко, особенно в крупных городах, через Airbnb можно найти более выгодные предложения, чем в отелях. Либо, за те же самые деньги, можно получить гораздо более привлекательные условия —  лучшее расположение, бóльшую площадь, наличие кухни, бытовой техники, бассейна и т. д.
  • Домашний комфорт. Нередко квартиры в airbnb сдаются полностью укомплектованные, в них есть всё, что нужно для привычной жизни, включая стиральную, посудомоечную машины, кухню с полным набором техники и посуды и т. п. Владельцы, если это не их профессиональная деятельность, часто сдают своё жильё на время отъезда, либо если нуждаются в деньгах и есть возможность пожить где-то в другом месте. В связи с этим в квартире вас будет ждать домашняя атмосфера и возможность поближе познакомиться с культурой страны изнутри.
  • Общение. Как правило, для хозяев сдача в аренду своего жилья в airbnb — это не только способ заработка, но и возможность пообщаться с иностранцами. Поэтому, нередко, они будут рады поговорить с вами, рассказать о родном городе, дать советы и рекомендации. При этом, разумеется, если вам нужна приватность и вы не хотите ни с кем разговаривать, никто принуждать к общению не будет.
  • Возможность уточнить детали условий заранее. Перед тем, как забронировать ту или иную квартиру, Airbnb предоставляет возможность списаться с хозяином и получить ответы на интересующие вопросы. Есть ли рядом супермаркет, далеко ли до ближайшей автобусной остановки, где можно вкусно и недорого поужинать, нет ли шумных соседей, куда выходят окна в комнате и так далее — вы можете уточнить всё, что может повлиять в ту или иную сторону на комфортабельность вашего проживания в данном месте.
  • Социализация. Если ваш профиль в Airbnb связан с аккаунтом в «Фейсбуке», вы сможете увидеть, где останавливались ваши друзья и спросить их о впечатлениях от этого места.
  • Наличие стартового бонуса. При регистрации в airbnb по рекомендации друга, вы получаете купон номиналом в 20 долларов, который можно использовать при бронировании жилья.
  • Рассрочка. С 2018 года можно будет оплатить проживание в рассрочку. Первый взнос делается в дату бронирования, второй - ближе к дате заезда. Рассрочка будет распространяться на большинство стран, кроме Бразилии, Китая и Индии.

К недостаткам airbnb можно отнести:

  • Условия. Это не отельный сервис, а понятие комфорта и чистоты у каждого разное и не всегда ваши требования могут совпадать с возможностями хозяев квартиры — какие-то мелочи, которые незаметны владельцу, могут стать для вас досадным недоразумением.
  • Скорость. В отличие от сайтов бронирования отелей, где вы можете выбрать нужный номер и тут же поехать заселяться, готовиться к поездке с использованием Airbnb следует заранее — в режиме онлайн не всегда 100% актуальная информация о доступности жилья на нужные даты. В любом случае нужно будет дождаться подтверждения хозяина.
  • Меньшая приватность. Во-первых, для того чтобы забронировать жильё, необходимо заполнить свой профиль, указать свои контактные данные и, желательно, написать немного о себе (или записать видео-представление). Также необходимо предоставить для идентификации свои документы (они будут доступны только системе Airbnb, хозяин жилья их не увидит). Во-вторых, если вы планируете снимать не апартаменты целиком, а отдельную комнату, то, возможно, вместе с вами в квартире будут жить другие постояльцы, либо хозяева.
  • Непредсказуемость. Вам могут отказать в бронировании, если вы, или ваш профиль, чем-то не понравится хозяину. Кроме того, вашу бронь могут отменить в любой момент — это случается редко (для хозяина предусмотрены штрафы за отмену), но, тем не менее, может произойти и это нужно учитывать (если у хозяина были отмены раньше, это отображается в его профиле).

Потенциальный рынок

Компания оценивает свой потенциальный рынок в $3,4 трлн, из них $1,8 трлн - краткосрочное пребывание (аренда).

Конкуренты

Среди конкурентов компания отмечает Booking Holdings (Booking.com, KAYAK, Priceline.com и Agoda.com), Expedia Group (Expedia, Vrbo, HomeAway, Hotels.com, Orbitz и Travelocity), Trip.com Group (Ctrip.com, Trip.com, Qunar, Tongcheng-eLong и SkyScanner), Meituan Dianping, Fliggy (Alibaba) Despegar, MakeMyTrip, Marriott, Hilton, Accor, Wyndham, InterContinental и другие компании.

Финансовые показатели компании

  • Темпы роста выручки: в 2018 году составили 43%, в 2019 году - 32%, а за 9М 2020 года выручка сократилась на 32% на фоне пандемии.
  • EBIT-маржа составила -3% в 2017 году, 1% в 2018 году, -10% в 2019 году и -19% за 9М 2020 года.
  • Главные драйверы роста расходов и снижения маржи - рост расходов на разработку с 16% от выручки в 2018 году до 20% в 2019 году и 27% за 9М 2020 года и G&A с 13% в 2018 году до 15% в 2019 году и 17% за 9М 2020 года.

Экспертный комментарий

Компания обладает мощным финансовым фундаментом без долгов, построенном на качественном сервисе и лояльности как пользователей, так и арендодателей, размещающих свои объявления. Уникальная модель бизнеса Airbnb действительно позволила ему обойти своих старых добрых конкурентов и другие сервисы именно благодаря быстрой адаптации под запросы меняющегося общества и трендов в туризме. Объективно, сервис показал мощные финансовые результаты и отношение инвесторов к модели бизнеса очевидна на примере уже собранных ранее 5,8 млрд инвестиций, что является рекордом для такого рода компаний.
Однако, в 2020 году вся отрасль понесла серьезные убытки на фоне пандемии. Несмотря на более положительные финансовые показатели прибыли за 3 квартал, особенно на фоне конкурентов, выручка компании упала на 20% в сравнении с 2019г. Этот фактор является одним из определяющих в перспективах компании и взглядах потенциальных инвесторов на развитие бизнеса. Несмотря на отложенный спрос в развитии отрасли, на данный момент оценка компании по объективным параметрам кажется завышенной.
Очевидно, что с точки рения финансовой составляющий, компания Airbnb выбрала не самый удачный момент для выхода на IPO. Eчитывая, объем размещения, такой ход является либо глупым либо очень самоуверенным.
Мы тщательно изучили всю подноготную компании, чтобы максимально объективно рассмотреть их, на первый взгляд, рисковый шаг. И выявленная картина бизнеса произвела на нашу экспертную команду сильное впечатление, однозначно придав уверенности в большом успехе компании Airbnb при выходе на IPO.

Глубинный разбор компании Airbnb

2020 год был очень тяжелым для компании. Наибольший удар пришелся по генеральному директору Брайану Хески, от которого требовали даже уйти в отставку. На фоне пандемии и сокращении 1900 человек сотрудников, все могло бы закончится крайне печально для компании,

НО

Приняв ряд стратегических решений, компания Airbnb совершила чудо, сумев превратить свои потери в прибыль в $219,3 млн в третьем квартале в жесточайших условиях, когда все остальные туристические отрасли несли огромные убытки и едва оставались на плаву.

В Airbnb, также как и в других сервисах по бронированию номеров и хостов были отменены все заказы, например 96% отмен пришлось только на один Пекин. Но именно смекалка и способность Хески быстро адаптироваться в быстро меняющихся реалиях привели компанию Airbnb к успеху и Хески, по мнению некоторых экспертов, мог бы стать образцом «новой породы» генеральных директоров.

Решительные шаги

При объявлении пандемии, Хески сразу понял, что Airbnb придется пересмотреть свои расходы и по возможности сократить их.

Помимо большого количества увольнений, Airbnb отменила все своим амбициозные проекты в туристических услугах.

  1. Маркетинговые расходы сократили на 54%
  2. Зарплаты руководителей урезали вдвое на 6 месяцев
Ральф Холлистер (Ralph Hollister), аналитик по путешествиям и туризму в провайдере информационных услуг GlobalData, говорит что именно кардинальное решение по сокращению расходов стало решающим в восстановлении Airbnb.

Креативные решения

-2

Компания изменила свою веб-страницу, чтобы сделать акцент на местных направлениях. Это была резкая переориентация компании на новый вид путешествий и сопутствующих услуг в условиях пандемии.

Как охарактеризовал сам Хески данное решение - "Я не мог подумать, что 10 лет усилий по разработке стратегии развития можно откинуть за 10 недель". Новая стратегия базировалась на прогнозировании поведения клиентов в условиях пандемии - ключевым было принято предположение, что работники на удаленке поменяют проживание в городах на более дешевые сельские районы. Новая концепция подразумевала, что люди теперь будут путешествовать по сельским регионам страны и дистанционно работать, что открывало новые перспективы для туризма.

Акцент платформы Airbnb сменился на местные направления и загородные коттеджи, что дало ей явное преимущество перед конкурентами гостиничных сетей, такими как Accor и Hyatt, которые ориентированы на дорогостоящие кондоминиумы и гостиничные комплексы.

К июню Airbnb переработал свой веб-сайт и приложение, чтобы алгоритм показывает потенциальным путешественникам больше местных предложений. Он также запустил новую услугу для ежемесячного пребывания гостей, ищущих долгосрочную аренду. А вместо Airbnb Experiences, Хески запустил Online Experiences, который обеспечивает виртуальные мероприятия, в которых гости могут принять участие, не выходя из дома.

"Новая порода генерального директора"

Брайан Хески, генеральный директор
Брайан Хески, генеральный директор

Хески подвергался жесточайшей критике на протяжении первых месяцев работы. Особенно критике подверглось его решение предоставить путешественникам полный возврат средств* из-за отмен бронирования в связи с карантином. Этот возврат средств в условиях денежного дефицита был произведен за счет сокращения премий и бонусов всех менеджеров.

*Надо признать, что на столь большую лояльность к клиентам не пошел ни один другой ни тур оператор, ни авиаперевозчик. В большинстве случаев компенсировали лишь часть средств или вовсе ничего.

Некоторые инвесторы Airbnb даже отказывались инвестировать в компанию и дальше, если Хески не уйдет со своего поста или не будет исключен из совета директоров. Однако было и много сторонников , которые хвалили быстрое, стратегическое и даже сострадательное мышление генерального директора, который во всем следовал интересам клиентов.

После решения Хески вернуть путешественникам деньги за отмененные поездки, он выделил 250 миллионов долларов для хозяев домов и хостов, чтобы помочь покрыть их убытки из-за отмен, связанных с пандемией. Он также сотрудничал с местными и государственными органами власти для запуска Frontline Stays, программы помощи в борьбе с COVID-19, где финансируемые Airbnb хосты предлагали бесплатное жилье для врачей, медсестер и других работников по борьбе с вирусом.

"Он новая порода генерального директора, который заботится о справедливости, куда больше чем нужно в рамках компании", сказал Роберт Моллинс, научный сотрудник Гордон Haskett Research Advisors. "Ему ще не раз придется оправдываться за то, что он делает правильные вещи ".

Даже манера увольнения сотрудников директором Хески была охарактеризована как акт милосердия: Airbnb выплатила американским сотрудникам в мае 14 недельных окладов, включая премии, связанное с надбавками по должности; 12 месячную страховку; и возможность досрочной продажи опционов фонда (по базовым условиям они блокируются на год). Им также оказали всестороннюю помощь в поиске новых рабочих мест и положительные рекомендации.

Модель поведения Хески и его, скажем прямо, "нестандартные" подходы в бизнесе, принесла ему невероятную популярность и среди сотрудников и среди пользователей платформы. Изначально подвергаясь всесторонней критике в окружении, он сумел доказать невероятную эффективность своих подходов и стратегичность своих действий, заслужив всеобщее одобрение и искренние симпатии.

Филантропия как мотивация

Важным моментом в представленном проспекте S-1 оказалось и полное раскрытие информации о выплатах руководству и распределении заработных плат в компании. Обычно, компании кратко указывают зарплаты в общем ключе, поскольку правила формирования проспекта не требуют детализации. Но Airbnb поступил и тут нестандартно, полностью до деталей раскрыв точные суммы выплат и премий каждому руководителю и схему мотивации сотрудников.

Важным моментом в раскрытии сумм выплат Airbnb является будущий переход акционерного капитала к Брайану Хески. С 2020 года зарплата Хески будет снижена с и без того скромных $110 000 (другие руководители Airbnb зарабатывают около $600 000 ) до $1,00!

Низкая зарплата будет компенсирована акционерным грантом в размере 120 миллионов долларов, предоставленным Хески в 2020 году, который будет предоставляться частями по 1,2 миллиону акциями в течение каждых последующих 10 лет. Акции будут передаваться 10 ноября каждого календарного года. Тем не менее, каждая транш связан с конкретной ценой акций (в 2021 году, это $ 125 за акцию, в 2022 году, $ 165 за акцию и т.д.)".

Транши пакетами акций частая практика для долгосрочной мотивации руководителей. Подобным образом построена система мотивации Илона Маска в компании Tesla

У Хески большие планы на эти премии. По данным проспекта S-1, он планирует отдать деньги на благотворительность: «Хески намерен пожертвовать чистую выручку продажи акций, благотворительным общинам и организациям.

Позиционирование компании

Одним из критериев оценки статуса и уровня компании является размер оплаты труда руководителей исходя из средних показателей по топовым компаниям. В представленном проспекте Airbnb раскрыла данные по своим сотрудникам и сравнила их качество со специалистами ведущих игроков рынк: Microsoft, Alphabet, PayPal, Apple, Salesforce, Intuit, Facebook и многими другими.

Сравнение себя с некоторыми из крупнейших технологических компаний дает представление о том, как Airbnb видит себя - как новый гигант в мире технологий, который должен платить конкурентоспособно, чтобы привлечь лучшие таланты.

Выводы

Несмотря на неоднозначную оценку финансового состояния компании в начале нашего исследования с заявленным объемом размещения, наша экспертная группа пришла к выводу, что комплексная модель бизнеса Airbnb и личные качества руководства открывают огромные перспективы и потенциал развития перед компанией.
Несмотря на слабый для туристической отрасли год, очевидно, что отложенный спрос быстро отыграет основные потери компании, а новые направления с большой вероятностью принесут дополнительные доходы и лишь усилят ее конкурентное опережение других игроков рынка.
Airbnb - сервис действительно нового поколения, гармонично сочетающий в себе не только передовые технологические функции, но и открывающий новые пути в развитии гуманистического бизнеса, всесторонне удовлетворяющего интересам участников взаимодействия.
Исключительно положительные отзывы, личные симпатии и уважение к руководителю компании с новаторским подходом, позволяет нам поставить максимальную оценку данному IPO и предвкушать его грандиозный успех.

Если вы считаете полезной данного рода информацию – поставьте нам лайк , чтобы мы узнали об этом, и порекомендуйте наш канал в телеграмм https://t.me/INVERSIONVI.