Найти в Дзене

Мама работает вне дома + дети на СО = успех

Оглавление

Одной из моих основных задач было научить детей автономности и проживанию вне зависимости от меня.

Несмотря на то, что во время их учёбы бытовым процессам и выстраиванию домашнего графика всё делалось значительно медленнее, так как дети были в возрасте от 5 до 14 лет, я не брала всю занятость по дому только на себя. Понимала, что это будет медвежьей услугой, и в дальнейшем лишит меня возможности вести дела.

Я всегда знала, что фраза: «Хочешь сделать хорошо, сделай это сам» ни в коем случае не применима к воспитанию.

Ведь именно такой подход убивает мотивацию у детей вообще что-либо делать, сеет неуверенность в себе и паразитарное настроение в любом роде деятельности. Для себя я решила, что проще пережить несколько домашних катаклизмов, пару десятков испорченных вещей и тотальный беспорядок, чем всю жизнь всё делать за них.

Шаги к самостоятельности

Понятное дело, все бытовые задачи сразу и полностью нельзя сваливать на детей. Но понимание, что за чем идёт, почему это нужно делать в определённое время и как выживать без вмешательства взрослых, преподать необходимо, и чем раньше, тем лучше.

Не брать на себя то, что дети могут сами
Не брать на себя то, что дети могут сами

С раннего возраста детей я комментировала любые действия в доме: вот так моют посуду, вот так моют полы, вот тут хранятся игрушки, вот так чистим зубы, вот тут храним вещи и так далее. Монотонное и постоянное повторение, совместное выполнение стимулируют у детей энтузиазм, соучастие и приносят ценность выполняемых действий.

В итоге, я пришла к тому, что дети запоминали важные бытовые навыки в облегчённой форме и в нужном семейном направлении. Всё это, разумеется, требовало уйму времени и ещё больше терпения, но я прекрасно понимала, что это долгосрочное вложение, поэтому спокойно и планомерно готовила детей.

Когда старшей было 9, я стала оставлять ненадолго их одних, выходя на работу. Предупреждала соседку о том, чтобы она периодически проверяла целостность детей и квартиры.

Так длилось несколько лет, я каждый раз увеличивала количество своего нахождения вне дома, и параллельно проверяла их способность вести хозяйство самостоятельно.

Каждый вечер я составляла список дел на грядущий день + прописывала, обязательно, решение домашнего задания по учёбе на СО.

После возвращения домой я проверяла выполненные задания и спрашивала, сделали ли они что-то по собственной инициативе. Никак не хвалила детей за инициативу и не ругала, если она отсутствовала, но спустя некоторое время, если количество самостоятельно решаемых вопросов росло, я устраивала мини-праздники или придумывала ещё какие-то поощрения.

Старшие несли ответственность не только за свои действия, но и за действия младших. Всё это мы обсуждали на семейных советах, выстраивая оптимальный и продуктивный график.

Например, важные пункты семейного расписания:

  • в доме всегда должна быть еда на завтрак/обед/ужин (если нужно что-то приготовить самостоятельно: сварить пельмени, пожарить омлет/картошку, то это должно быть прописано);
  • перед концом дня дом должен быть убран, и вещи должны лежать на своих местах. Стирка/глажка/уход за растениями и животными тоже в обязательных пунктах;
  • крупные закупки самостоятельно детьми не производятся до 14 лет, они покупают только базовые продукты;
Приучайте детей покупать продукты по списку
Приучайте детей покупать продукты по списку

  • дома всегда должны быть лекарства первой необходимости, с учётом физических особенностей членов семьи, и график выдачи лекарств, если это необходимо. Я покупаю детям витамины и прочие пищевые добавки, поэтому прописываю, в какое время их нужно принимать, и мы выставляем на телефонах у детей будильники по всем важным вопросам;
  • расписание моей занятости я распечатываю или закрепляю в семейном чате, чтобы они знали, в какое время мне можно звонить;
  • гости никогда не возбранялись, при условии, что, когда я возвращаюсь с работы, дом должен быть убран, все накормлены и гостей быть уже не должно;
  • если кто-то из членов семьи не может выполнять часть своих обязанностей по уважительной причине (посещение секций/соревнования/отъезды/подготовка к экзаменам/болезнь), то он договаривается с остальными о распределении занятости заранее;
  • деньги оставляются в общедоступном месте, все расходы за день записываются в специально отведённую тетрадку с пояснениями, на что были потрачены деньги. Вечером я подсчитываю расходы.
Расходы записываются детьми и проверяются взрослым
Расходы записываются детьми и проверяются взрослым

На семейных советах я объясняла,

  1. Почему логичнее постирать белье до обеденного сна детей (чтобы машинка не способствовала долгому укладыванию и экономила время детей, в первую очередь, чтобы они могли посмотреть мультик или сделать свои дела в спокойно обстановке).
  2. Почему нужно сначала поливать цветы, а потом протирать подоконники,
  3. Почему нужно мыть посуду сразу после еды: чтобы не прививалась привычка всё откладывать на потом, и мелкие дела закрывались сразу, а не копились снежным комом. Это правило поменялось только в дальнейшем, когда купили посудомоечную машину, в которую посуда закладывалась постепенно до полного заполнения.
Мой посуду после еды, чтобы привыкать не откладывать дела на потом
Мой посуду после еды, чтобы привыкать не откладывать дела на потом

И тому подобные бытовые нюансы.

Детям нравилась эта игра с пояснениями, потому что у них была возможность проявить смекалку, что-то усовершенствовать и получить бурные овации всех членов семьи.

С каждым годом я видела их нарастающую самостоятельность,

находчивость и даже большую предприимчивость во многих вопросах. Мне было легко работать, потому что не приходилось отвлекаться на быт, а им нравилось, что я доверяю им и не контролирую каждый шаг на протяжении дня.

Ради чего они всё делали

Впереди всегда должна быть большая общая цель. Например, совместное путешествие
Впереди всегда должна быть большая общая цель. Например, совместное путешествие

Конечно, поначалу были и конфликты, когда обязанности не выполнялись. Но всё легко решалось: мы ставили для семьи общую цель, и я поясняла, что прийти мы можем к ней только совместными усилиями, поэтому нужно разделять труд.

Цели могли быть разными: переезд в лучшие условия жизни, запуск семейного бизнеса/проекта, покупка машины или совместное путешествие. Каждый раз это являлось для всех мотивацией, и так как труд поощрялся для всех, все были заинтересованы грести в одном направлении и не выходить из строя.

Автор: Евгения Арестова, собственник и руководитель строительного инвестпроекта, блогер, мама пятерых детей, пятая дочь невербальный аутист. Четверо старших детей на СО.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-6

Читайте также статьи автора:

Как улучшить атмосферу в семье с помощью листка на холодильнике?

Как успеть важное и сохранить близость в семье?

Свита делает короля: 8 простых правил, чтобы помочь ребёнку найти достойных друзей

Читайте статьи старшей дочери автора, Алисы:

Рассказывают дети на СО: из школы Щетинина на семейное образование и во Францию

Рассказывают дети на СО: из школы Щетинина на семейку и во Францию. Оценка СЕОшникам на балл ниже

Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО.