Найти тему

Страшная месть злодею по методу Елены Харьковой

Роман Елены Харьковой «И все-таки я люблю тебя!», которому я посвятила несколько материалов, был будто написан с целью охватить чуть ли не все существующие жанры, от любовной истории до боевика в стиле нуар. Где-то между этими пластами автор решил втиснуть еще и комедию, что сделало блюдо совсем неперевариваемым.

В частности, писательница призналась, что ей сложно давалась часть о работе Риты в борделе. «Все размышляла, как же написать так, чтобы не было пошло и в то же время интересно читалось. Наконец решила писать об этом с насмешкой. И получилось, что все мои девицы нелепы, а их слова и поступки смешны».

Правда, почти все эти «смешные» поступки в итоге могли привести к большим неприятностям для главной героини, а то и вовсе к ее гибели. Если же Харькова имела в виду гэги вроде клиента-узбека с его уринотерапией или проститутки-баскетболистки с манерой всюду прилеплять свою жвачку, то любителям Comedy Club такое, вероятно, могло и приглянуться. Однако вряд ли они стали бы читать ради этого весь роман.
Но самым вкусным в плане безграничного бреда эпизодом во втором томе является жестокая расправа, которую Рита со своими подчиненными совершает над неким мутным типом по имени Муса и по отчеству почему-то Геннадьевич, по-видимому бандитом, решившим стать уважаемым политиком. Завязка, что обидно, очень даже неплоха: зарвавшийся «распальцовщик» изуродовал ножом одну из проституток, она потеряла расположение сутенера и в отчаянии покончила с собой. Решив наказать садиста, лучшим способом Рита выбрала лишение той детали, которая для него была столь же важной, сколь лицо для бедной Барби. Причем девушка сделала это не только без помощи своего шефа Воланда, но и против его воли.
Да, это дичайший трэш и бред, но автор мог развернуть его в нужную сторону и раскрыть под нужным углом заявленные качества своей главной героини - ум, смелость, независимость и креативность.
И начинается все с таким мрачным и красивым пафосом - «В полночь, когда клиенты разъехались, все обитатели дома собрались в зале. Джем по просьбе Маргариты разжег огонь в камине и расставил по комнате свечи. После «трудового дня» девицы не стали переодеваться, а лишь накинули на себя длинные шелковые пеньюары. Волосы их были распущены, в глазах отсвечивались блики пламени, отчего в приглушенном свете девушки выглядели словно прекрасные ведьмы, собравшиеся на свой колдовской шабаш. Маргарита появилась в роскошном атласном халате-кимоно темно-фиолетового цвета».
Однако вместо ума и креативности нам швыряют в лицо очередную безумную историю о могуществе Маргариты, имеющей всюду связи, и безграничной тупости жертвы как единственном условии исполнения ее поистине жуткого замысла. Состоит он в том, что Мусе, мечтающему ради политического имиджа исправить свои чересчур полные губы, в любимом журнале попадается реклама услуг американского светила пластики. Тот якобы вызвался сделать в Москве несколько уникальных операций, на которые очень трудно попасть.

И Муса даже не думает навести справки о заморском чудо-хирурге и элитной клинике, не удивляется тому, что в ней нет других пациентов, игнорирует неухоженную обстановку помещения, совсем не вяжущуюся с заявленной страстью доктора к чистоте, а также ту странность, что его крайне скупо расспрашивают о здоровье. А на операционном столе какие-то таинственные хирурги иного профиля делают с Мусой то, что задумала Рита: причем не просто лишают его мужского естества, но и целиком «перешивают» в женщину за несколько часов.
Словом, непонятно, как такой безмозглый субъект не то что добрался до кандидатов в депутаты, а вообще не утонул до сих пор в ложке воды.
Можно сослаться на то, что у нас минимум половина населения так же тупа и легкомысленна в плане отношения к собственному здоровью. Но ведь нам-то сообщают, что Муса однажды ходил к хирургу и тот отказался оперировать его губы из-за проблем со свертываемостью. Стало быть, о том, как проходит адекватный прием у врача, он должен был знать.

Любой худо-бедно здравомыслящий человек ретировался бы еще на пороге такой «клиники», и оставалось бы лишь всадить наркоз ему в шею или спину и произвести операцию уже без его желания. Только это можно было сделать сразу, и заманивать Мусу не к хирургу, а, допустим, на романтическое свидание или в тот же массажный салон, в котором читатель, собственно, с ним и знакомится. Но нет, надо было вставить в сюжет эту никчемную игру в кошки-мышки.
И боже мой, откуда у явного уголовника такая безропотность в общении с обслуживающим персоналом, который предъявляет абсурдные требования — не брать с собой никакого сопровождения, снимать всю одежду, хотя процедура только на лице, и проходить полную дезинфекцию (еще один забавный момент, кстати: «клиника», как выяснилось позже, располагалась в здании детской районной библиотеки — а разве в них бывает душ? Тогда уж лучше бы это была спортивная секция). Неужели он так был помешан на своих злосчастных губах и их форме, что готов был ради этого снести любые унижения? Тем более от сугубо женского коллектива, а история с Барби ясно дает понять, что с женщинами, если только они не выше его по рангу, товарищ Муса не церемонится. Разве что само словосочетание «американский доктор» воздействовало как сладостный гипноз.
Напоследок автор описывает позорный побег преобразившегося и переодетого Мусы из клиники, и это уже последнее перышко, ломающее хребет остаткам логики в этой книге. Не будем уж подробно останавливаться на том, как пациент, которого, между прочим, только что кроили и сшивали, улепетывает от журналистов на высоких каблуках.
Тут гораздо более интересно другое — как Маргарите удалось так оперативно провернуть вброс в прессу, которая знала о случившемся раньше самого Мусы? И что бы вышло, если бы хоть какая-нибудь деталь в ее плане дала сбой? Да хотя бы если Муса не заметил новость о клинике в своем любимом журнале! Или на этот случай были забронированы места во всех мужских печатных изданиях? И заодно реклама на ТВ?
И последний, но пожалуй, ключевой вопрос — как девушка подкупила столько народу: и журнал, и врачей, и телевизионщиков? Допустим, что компенсации, которую Муса выплатил Барби, на это бы хватило, но с чего все они согласились помогать в таком мутном и опасном деле какой-то мафиозной «шестерке», сутенерше? У Риты нет никакого авторитета ни в бизнесе, ни в криминале (к которому явно относятся вышеупомянутые врачи), без Воланда она никто, а он, как уже упоминалось, не только не поддерживал ее, а категорически запрещал вредить Мусе. И скорее всего, еще на раннем этапе кто-нибудь бы просто сдал ее боссу со всеми планами и потрохами.
Словом, в обертке жестокой и красивой мести подана совершенно дикая и невыполнимая авантюра, которая у Елены Харьковой проворачивается легко просто потому, что ей так хочется. В сериале, к слову, никакого Мусы вообще не было и приключения в борделе завершились довольно быстро. И это понятно: несмотря на весь «юмор», эти персонажи (как «работницы», так и клиенты), равно как и диалоги со сценками, объективно не стоили потраченных на них страниц.
Но уж если так хотелось показать возмездие за искалеченную судьбу девушки, которую, конечно же, жалко, то можно было сделать это с умом, и, главное, красиво. И точно не превращать это в черную комедию. Единственное, что можно отнести к слабым плюсам, - это фразу «один из кандидатов в депутаты решил стать кандидаткой в депутатки». Это в самом деле получилось смешно, хотя современные сторонники феминитивов, возможно, уже сочтут совсем иначе.

Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки