На скальном боме, что разделяет долины Чуи и Катуни, бывал каждый, кто путешествовал по Чуйскому тракту. Даже можно сказать иначе: путешествующие по Чуйскому тракту и в первый, и в сотый раз останавливаются на стрелке рек Чуи и Катуни.
Место это притягательное во всех отношениях:
- природном - это слияние самых значимых рек Алтая, стыковка их магистральных долин;
- этнокультурном – пересечение древних дорог, магистральных путей, которыми двигались народы, этносы, цивилизации;
- сакральном – в окрестностях устья Чуи учеными отмечено много археологических памятников, различной направленности. По всей видимости, выявляться они будут и дальше;
- эпическом – читая сказки, предания, песни, былины алтайских авторов, часто встречаешь упоминание об этом месте.
Сказка «Кёзика и Пайан-Сулу», созданная М.Н. Тыдыковым на основе бытовавшего у телеутов известного эпического сказания. Сказка эта о любви юноши (Кёзика, Кöзика, Кöзийке – имя героя сказки, с алтайского – «Ясноглазый») и девушки (Пайан-Сулу имя героини, с алтайского «Священная Красавица» - богом данная девочка). Сказка заканчивается трагическим событием – смертью героев. «Приближенные зайсана (отец Пайан-Сулу, не принявший жениха дочери, в результате чего, юношу смертельно ранили, а девушка, дабу навечно остаться с любимым, покончила со своей жизнью сама) взяли тела Пайан-Сулу и Кёзика, отнесли на середину двух рек и там бросили. Там, где их бросили, две речки слились. Река Чуй, повернув, слилась с Кадын. Слияние двух рек - это любовь двух людей – милой Пайан-Сулу и удалого мужчины Кёзика. И сегодня они любят, целуются, милуются…»
Устье Чуи
Чуя – правый приток реки Катунь. Место слияния двух рек хорошо различимо за счет разного цвета воды. Величественная панорама окрестностей настраивает путешественника на добро и покой. Слева просматривается долина реки Чуи, вдоль которой бежит Чуйский тракт. Справа расположена долина Катуни, вдоль которой петляет горная дорога на село Инегень, а далее тропа до села Тюнгур. При внимательном рассмотрении горы, располагающейся напротив слияния рек, можно увидеть профили богатырей, стоящих на страже родной земли. Между двумя долинами огромными ступенями вздымаются террасы – следы аккумулятивной деятельности водных потоков.
В районе слияния установлена беседка, сделанная в алтайском стиле. Интересен декор беседки, на спинках сидений те же наскальные рисунки, что встречаются в долине Чуи, но исполненные в дереве. В районе беседки бесконечное количество туров – башенок разных размеров и форм – творения людских рук – знаки благодарности за величие, красоту этой древней земли.
Среди скал, камней, щебнистых и каменистых склонах с весны до конца лета произрастают низкорослые, типично степные виды растений. От беседки ведут ряд тропинок к смотровым площадкам. Урочище, где сливаются две реки Горного Алтая, является культурно-природным памятником – «урочище Сай-Сугат».
Вот как описывал В. В. Радлов эту местность.
«… Рано утром 8 июня 1870 года мы покинули Бичиктюкая; как только мы добрались до верхней прибрежной террасы, нашему взору открылся широкий простор. На юго-востоке видны Аргытские горы, а на юге – гигантские горные массивы, расположенные к югу от Чуи. Отсюда до устья Чуи только полторы версты, а здесь по ее берегу такие же террасы как и у Катуни. Сначала дорога идет по большим горным уступам, двигаться по ней очень неприятно из-за гладких, скользких каменистых поверхностей. Примерно через две версты добираешься до Чуи. По всему ее нижнему течению левобережные горы по большей части лесистые, а правобережные, напротив, чаще всего голые. Зубчатые гребни гор, замыкая долину, подходят здесь порой к самой реке, и между ними и рекой берег обычно покрыт муравой. Берега, как правило, поднимаются двумя – тремя террасами.
Река очень бурная, из ее русла вздымаются могучие каменные глыбы, мимо которых, шумя и пенясь, мечется вода. Вода Чуи и Катуни бело-молочного цвета. В 5 -6 местах здесь есть аилы алтайцев, и у всех у них небольшие стада. А на том берегу виднелись многочисленные стада; там, в прошлом году среди крупного рогатого скота не свирепствовала чума, так как этот район полностью отрезан от торгового пути, проходящего севернее Чуи. Хочу привести здесь еще данные по измерениям Калнинга. Высоту берега Чуи он определил в 882.1 м, а высоту берега у устья Чуи в 870,2 м …»
Что можно осмотреть в окрестностях устья Чуи, кроме устья?
- - Речные террасы
- - Бом Бичикту-Кая
- - Бом Комдош
- - Святилище Комдош
- - Писаницы Ак-Ӧзöк
- - Лики горы Таш Баатыр
- - Мосты через Чую и Катунь
- - Село Чуйозы
- Речные террасы
Прежде всего, в пейзаже, открывающемся от устья Чуи, в глаза бросаются довольно высокие «горы» с ровными плоскими вершинами. Они напоминают массивные ступени огромной лестницы…
Ученые выдвигают гипотезу существования в плейстоцене на Алтае гигантских ледниково-подпрудных озер и последующих неоднократных их прорывов, результатом которых является наличие комплексов террас и валов во всех магистральных долинах стока. Они особенно представительны в нижнем течении долины Чуи и в среднем и нижнем течении Катуни. Эти образования представляют собой мощные, свыше 240 м над урезами рек, толщи яснослоистых, чисто промытых гравийно-щебнистых отложений, включающих в себя слои и линзы песков и супесей, угловатые валуны и глыбы весьма пестрого петрографического состава. Толщи накапливались при резком падении энергии потока либо в условиях обратного течения в зонах «эрозионной тени» непосредственно ниже изгибов основной долины или в больших расширениях долин. Формирование толщ происходило в результате одного мощного прорыва или, что вероятнее, работы нескольких паводков.
Сегодня встретить эти грандиозные формы рельефа, весьма редкие на планете можно в разных районах республики, но более грандиозны они в Онгудайском районе между реками Большой Яломан и Чуя. Террасы возвышаются над урезами воды рек на 80-300 м. Их округлые крутые бровки плавно переходят к склону долины. Судя по мощности отложений «высоких террас», минимальные глубины потоков в долинах Чуи и Катуни составляли, по крайней мере, 250 м.
Большой вклад в изучение этих форм рельефа и геоморфологии Алтая в целом внес доктор географических наук, профессор ТГУ – Алексей Николаевич Рудой (19.081952 – 22.11.2018) А. Н. Рудой – ученый мирового уровня – геоморфолог, гляцилог, создатель нового направления научных исследований – «Четвертичная гляциогидрография», автор теории «Дилювиального морфолитогенеза».
- Бом Бичикту-Кая
На правом берегу р. Катуни, перед устьем р. Чуи, есть бом, под названием Бичикту-Кая (Бичиктӱ-Кайа), что на русский язык переводится как «скала с надписью». У алтайцев об этой горе сложено несколько старинных преданий и легенд. В настоящее время археологи там обнаружили следы военного укрепления, защищавшего долину Катуни по правому берегу. Линия обороны перекрывала проход из Курайской котловины в Центральный Алтай. Левый берег перекрыт естественным образом: скалой на месте впадения р. Чуи в р. Катунь.
В настоящее время на боме Бичикту-Кая прослеживаются остатки кладки стены из рваного и окатанного камня. Сплошной стены тут нет: идет чередование обрывов и скальных выступов с каменной кладкой, переходящей в невысокий задернованный каменный вал. Проход у самого берега реки закрыт двумя участками стены, нависающими над дорогой и удобными для перекрестной стрельбы. На седловине над бомом стена имеет выдающиеся вперед бойницы полукруглой формы в плане в виде вертикально поставленных или сложенных камней. Расположение участков укрепления на местности и умелое использование особенностей рельефа доказывает, что строители крепости были хорошо знакомы с правилами фортификации и военного искусства.
Изучение укрепления Бичикту-Кая только начинается. После археологических раскопок и систематизации полученных материалов станет возможным определить время возведения крепости, закрывавшей путь завоевателям.
И еще: по сообщениям В.И. Верещагина на скале Бичикту-Кая была надпись на монгольском языке, которая гласила: «Здесь проходили войска».
« В старину монголы под предводительством Сонака вторгались на Алтай. Мужчин истребили, а женщин, детей и их скот перегоняли в Монголию. Но было так не всегда. Однажды, вел Сонак свои войска вниз по долине реки Чуя. Алтайцы к встрече приготовились: узкие горные проходы они завалили камнями. Одно из заграждений было у скал Бичикту-Кая, другое – у бома Бозоголу. Все лето Сонак пытался «брать» укрепление у Бичикту-Кая, но все, же прошел его, обойдя алтайцев с тыла через верховье реки Иня, где разделил войско на два отряда. Один отряд был разбит алтайцами у устья реки Сальджар, другой заблудился в горах и почти весь погиб. Горы, где погиб этот отряд называют Соокту-тайга, то есть – «горы, заваленные костями». Возвращаясь, Сонак на скале у первого укрепления Бичикту-Кая написал проклятие калмыкам (ныне алтайцам), завещая потомкам не ходить на Алтай. С тех пор скала и называется Бичикту-Кая». В.И. Верещагин
Приведу описание В. В. Радлова, касаемые Бичикту-Бома.
«…Скалы правого берега Катуни подступают вплотную к реке. Здесь мы опять спустились к руслу Катуни, пробравшись меж каменных утесов. Это, так называемый, Бичиктюкаяпом (пом – скалы с надписями). Здесь скала под названием Бичиктюкая на много сотен футов вертикально спадает к берегу Катуни, но в самой нижней части каменная стена отступает на несколько футов, образуя навес, под которым можно найти приют от любой непогоды. Берег здесь покрыт крупными глыбами, ширина его составляет лишь несколько саженей.
Свое название Бичиктюкая получила от того, что в ее нижней части имеются монгольские и китайские надписи, которые теперь уже едва ли можно различить, так как низ скалы почернел от дыма. Дорога здесь очень узкая и вьется меж высоких скал, поэтому мы перебрались через пом пешком; уже начало темнеть, и наши проводники сбились с дороги. Чтобы снова ее найти, мы в абсолютной темноте карабкались по горам и над пропастями и добрались до юрт на Чуе поздно (около двух часов). Все здешние жители еще алтайцы, наверное, двоеданцев можно будет встретить дальше, в верховьях Чуи и в устье Айгулака…»
продолжение читайте здесь:
Фото Ольга Шадрина
Путешествия продолжаются... Ольга Шадрина, фото автора