Найти в Дзене
ПрепON

Очень плохой чек-лист "Как оценивать студентов, чтобы им было больно от обучения"

Оглавление

«Оценки, как известно, нужны для мотивации студентов и учеников и определения их прогресса...» Как вы: скулы не свело, глаз не задергался?

К сожалению, времена диалогов Платона прошли, везде нужны измерения, в том числе такого сложно процесса, как познание. Его скорость, успешность и перспективность должны быть запихнуты в четкие рамки 10/5-балльных шкал и выданы ученику с кнутом или пряником.

Бяда, бяда, огорчение. © Домовёнок Кузя

И что делает ученик, видя, что родителей радуют цифры 4 и 5, или студент, от зачетки которого зависит стипендия? Зацикливаются на зарабатывании, получении оценок

Получении_оценок. Не знания, не навыков, не умений 🤦

Моё лицо, когда кого-то судят по оценкам: "Ну он же был троечник!"
Моё лицо, когда кого-то судят по оценкам: "Ну он же был троечник!"

Окей, у нас не Норвегия, Канада или Финляндия, где от оценок отказались в пользу индивидуальных разборов работ с учениками. Поэтому давайте посмотрим, как оценивать так, чтобы у учеников правильно развивались синдром отличника, ненависть к обучению и заниженная самооценка.

Если не хотите портить карму и настроение, можете перейти сразу ко второму разделу с занудными советами.

Вредные советы для тех, кто хочет отбить у учеников любовь к обучению

🔲 Обещайте, что по вашему курсу им придется несладко. Пусть трепещут и радуются каждой положительной оценке, как манне небесной. Ведь оценки-то и есть главная цель их обучения!

🔲 Оценивайте всех с одной линейкой. «У нас же есть стандаааааарты». Вот пусть дети и молодые люди в вузах заранее готовятся к сложной реальности. А то вдруг подумают, что каждый человек уникален, а это не к добру.

🔲 Объявляйте оценки громко, с комментариями. Так, чтобы все одноклассники и одногруппники слышали. Не забывайте проехаться по особенно "смешным" ошибкам и пригрозить неудом в конце обучения. Отличников, конечно, расхваливайте, вплоть до "лапочка", "солнышко" и "свет моих очей". Так они точно станут популярными среди своих сверстников.

Из опыта. У моей коллеги как-то учились американские студенты в смешанной мультикультурной группе. Так ребята чуть не взорвались, когда преподавательница раздавала работы с явно видимой оценкой на первом листе теста и при всех поясняла, почему проставила такую оценку. Оценка — дело почти интимное в некоторых учебных заведениях, и нельзя "оголять" студента перед его одногруппниками.

🔲 Ставьте только балл/оценку, без комментариев. Почему тройка или по каким критериям работа не дотянула до 10 баллов — это ваше преподское дело. А ученик и студент пусть стараются лучше. Просто лучше, сами разберутся, как.

🔲 Подчеркивайте неправильные места, но не исправляйте. Ну что, это ещё объяснять надо? Понятно же, что здесь бред! А если ученик не понимает — ему не место в вашем классе.

Неисправление ошибок возможно только в одном случае: вы даете ученику шанс на переделку работы и повторную сдачу. Тогда ваша черта без комментариев и корректировки будет только маркером "смотри сюда, здесь тебе надо решить по-другому".

🔲 Задерживайте проверку. Вы же заняты, не то что ученики или студенты. Пусть делают работы и сдают вовремя, одну за другой. А вы им всё в конце семестра/четверти отдадите. Может быть.

<См.: статья от МЕЛа "Какие оценки ставят в разных странах">

Занудные полезности

👌 Устанавливайте дедлайны сдачи и проверки работ. И не нарушайте их. Покажете пример организованности студентам, плюс не потеряете их интерес именно к содержанию работ, к обучению, а не просто к оценке. В вузах часто устанавливают время проверки 2-3 календарных дня с момента сдачи. На онлайн-курсах вообще не более 24-36 часов. Это помогает держать учеников в активном темпе и закреплять заученное даже через ошибки.

👌 Пишите комментарии. Всегда, всегда, всегда. Даже если вы поставили высшую оценку, объясните, какие достоинства вас так поразили, а что бы вы посоветовали улучшить. Так ученик поймет свои горизонты, а не будет просто сидеть с осознанием "Какой я красивый, в белом пальто". Для тех, у кого есть ошибки, особенно важно получить адекватный и корректный фидбек, который поможет исправиться. А такое, что не просвистит бессловесным хлыстом неуда.

👌 Не забывайте хвалить. Да, бывают работы, где просто ничего не написано или написано, но лучше бы нет. Но в остальных случаях всегда можно вступить в позитивный менторских диалог с работой студента. Да хотя бы усилия хвалите. После этого критика прозвучит уже как дружелюбные рекомендации к улучшению, а не просто унижичение (часто именно так воспринимается, особенно школьниками).

Изображение взято с сайта "Комсомольской правды"
Изображение взято с сайта "Комсомольской правды"

👌Фокусируйтесь на прогрессе ученика/студента, а не на изменении его оценки. Что он_а сделал_а лучше, по сравнению с прошлым разом, какие трудности смог_ла преодолеть. Отмечайте не простым "Вот теперь-то правильно, молодец!", которое можно применить к любому. Запоминайте изменения ("О, твоё произношение [r] стало гораздо лучше, молодец!"), чтобы ребенок или молодой человек чувствовал: видят его развитие и его личность.

👌 Не сравнивайте успехи или неуспехи учеников. Для кого-то написать 5 строк простого текста так же сложно, как для другого — создать 10-страничное эссе. Каждый приходит со своими заводскими установками и своими перспективами. На то мы и преподаватели, чтобы разбираться в этой разнице и помогать каждому получать знания в своей удобной манере и достигать своих вершин.

<Так же по теме: ""Уничтожьте систему оценок" О знании и оценивании от автора "Дзен и искусство ухода за мотоциклом" и от меня">

Почему я полюбила автоматическую проверку в онлайн

Я почти ничего не проверяю в бумажном виде, а перевела все форматы работ в онлайн.

Понятно, что всё равно любую автоматику, на любом конструкторе тестов и заданий надо проверять ещё раз вручную. Но чем она помогает и мне, и студентам оставаться в бодром темпе и не терять интерес к учебе:

  • Проверка рутинных заданий сразу после завершения теста: пока студент ждет проверки своего сочинения или креативного задания, он_а может самостоятельно пробежаться по своим ошибкам и повторить материал;
  • Включение пояснений для всех ответов: это как мой личный комментарий, написанный заранее. Он помогает студентам понять, где они упустили что-то и как они могут наверстать;
  • Ускорение проверки в общем: между нашими занятиями могут быть перерывы больше 3-5 дней, но проверить задания я могу сразу после дедлайна, который обычно устанавливаю посередине этого перерыва. Так студенты приходят на следующее занятие уже с конкретными вопросами по проверенным работам.
В Канаде «учитель лишь проверяет выполнение и разбирает их вместе с ребенком. Считается, что так ученик не находится в постоянном стрессе с мыслью о том, какую оценку он получит, а понимает, что все это делается для улучшения его знаний». © "Как в разных школах ставят оценки" (https://osvitoria.media/ru/experience/kak-v-raznyh-stranah-stavyat-otsenky/)

Если вы знаете примеры российских школ, вузов и других учебных заведений, где систему оценок заменили на более гуманный способ характеристики работы ребенка или молодого человека, поделитесь в комментариях. Буду рада добавить 💜💜💜 в статью.

------------------------------------------------------------------------------------------------

На канале "Преподавай Онлайн" я пишу и о серьезных вещах: о курсах и книжка для современного преподавателя, об использовании цифровых инструментов и разном всяком из edtech. Заходите 😉

-4