Для шестилетнего ребенка любая ситуация важна, а через -дцать лет ее, оказывается, можно еще и поставить в начало судьбоносного рассказа.
.....................................
Мамина юность протекала на улицах родного села в компаниях друзей на
мотоциклах.
Папа, как было, наверное, в жизни каждого подростка советского пространства, ездил на мопедах. К «солидному» возрасту жениха родители подарили ему новенький «Днепр» с коляской, а позже он работал на желто-синем «Урале» инспектором дорожного надзора.
Запах двухтактных и четырехтактных моторов наполнял легкие моих молодых, будущих, родителей в разных регионах страны, разнося живительные нотки беззаботной молодости к каждой клеточке тела и мозга, а их гул разбегался по венам дрожью движения.
Стоит ли говорить, что, когда эти двое встретились и задумали меня, их гены уже были настроены на передачу маленькой девочке всей информации о духе двухколесных ощущений. Он вшит в мои плоть и сознание, из него соткано полотно моей жизни и яркими нитями вплетены направления моих дорог и чужих судеб.
Я каждый год ждала поездки на каникулы к бабушке, чтобы обнять ее, запомнить каждую морщинку и ее белорусский акцент, снова послушать истории о войне и тяжелой жизни, чтобы на всю оставшуюся наесться разнообразием картофельных блюд со свиными шкварками и напиться парным молоком Красули, набегаться с поселковой детворой, ныряя в солнечную пыль дорог и запах еловых пилорам, узнать жизнь за пределами родного города и напитаться радостью простых вещей.
А еще, чтобы прикоснуться к тому, что заводило мое сердце, укутывало счастьем разум и будоражило мысли, создавая из их обрывков мечту.
К тому, что наполняло смыслом каждый мой детский день.
Жаркое, июльское лето начиналось для меня с платформы Октябрьской РЖД, объятий родственников и дядиного «ИЖ»а, на баке которого я восседала, словно гонщица. Приветствовала посёлок своей открытой улыбкой и звуковыми сигналами мотоцикла от станции до бабушкиного дома и еще пары обзорных кругов по селу.
Ведь дядя доверял мне самое главное – нажимать на маленькую чёрную кнопочку, что каждый год, притаившись на руле слева, ждала моих прикосновений, чтобы разразиться громким, чуть с хрипотцой, звучанием, оповещая соседей о приезде гостей к бабушке.
Сознательная мечта управлять собственным мотоциклом родилась именно тогда.
А к третьему курсу университета она вместе со мной выросла и переросла в цель.
.....................................
После двух лет обучения высшим наукам, окунаясь каждый день в
события и страсти студенческой «кухни», я вдруг поняла, что моя жизнь стоит на месте, и решила выйти из этого состояния каким-нибудь кардинальным действием.
В такие моменты на помощь всегда приходят мечты, что долго теплятся в уголках сердца и ждут своего непременного выхода на сцену действительности.
У меня их было две. Две далёкие детские мечты.
В одной я хотела научиться играть на гитаре, а в другой ездить на мотоцикле.
Вспомнить о своих мечтах - отличный повод разбавить скучную жизнь студента, забитую до отказа техническими предметами и творчеством.
Третий учебный год начался по-новому.
Заселившись в общежитие в конце августа, у меня было несколько дней для входа в обучающий процесс, настройки себя на покорение новых вершин знаний и, конечно, для того, чтобы внести разнообразие в студенческий быт.
Я раздобыла газету в киоске «Союзпечати» и обвела два объявления с курсами.
Душный воздух конца лета в комнате четвертого этаже освежился звонком в мотошколу.
… - А вы девочек тоже берете? Правда?
Все остальное отпало за ненадобностью.
До начала обучения оставались считанные дни, поэтому действовать пришлось быстро, не отвлекаясь на устрашающие и ленивые разглагольствования мозга.
«Случайный» выбор с первого раза пал на мотошколу, не оставив даже шанса гитарным курсам.
Любящие и ответственные родители периодически высылали деньги на скромную жизнь и питание дочери-студента.
Я не шиковала.
Вообще никогда этого себе не позволяла и не умела.
Зато умела экономить и копить.
Поэтому питалась «бомж-пакетами» и кетчупом, от присутствия которого в холодильнике до сих пор коробит и передергивает. Варила супы, как самые питательные и дешевые блюда, и «заправлялась» мамиными заготовками, «отходя» лет двадцать от тошнотворного сочетания черного хлеба и салата «лечо».
Зато у меня появились личные средства, сэкономленные на здоровье собственного желудка. Но я ни разу об этом не пожалела, даже когда десять лет после корчилась от болей, коликов и гастрита.
Потому что без своей мечты я себя не видела…
Сбегая из плена душных стен универа, игнорируя последние лекции, я мчалась на занятия в мотошколу.
Мои будни наполнились смыслом, поездками на метро, увесистым голосом преподавателя, мужским коллективом разных возрастов и новыми знакомствами.
Ночи увлекали изучением ПДД и решением экзаменационных билетов в перерывах между учебными курсовиками и проектами.
А когда лекционная аудитория расширилась на площадь мототрека и доступ к, такому же синему «Восходу», что стоял разобранной мечтой в бабушкином сарае, то дни стали еще длиннее и объемнее.
Они раскрасились цветами поздней осени и утонули в настроении моей внутренней радуги. И никакие занятия в художественных мастерских институтских стен не могли сравниться с этой сочной и живой живописью жизни.
На треке я была «звездой».
Не той, что «звездилась», а той, что сияла от счастья на небосклоне своей мечты, расправляя все свои конечности в ее направлении.
И, возможно, благодаря мне, мужское самолюбие большей части группы и нежелание уступать «сопливой» девчонке в лучшей езде, подстегивали их более ответственно относиться к обучению и занятиям.
Зима заглядывала погодой уже в ноябре, стелилась ледяным настом на дорогах и устраивала нам курсы повышения водительского мастерства наряду с их освоением. Падали, роняли мотоцикл, отламывали ручки сцепления и разбивали поворотники, укатывали и мучили технику, но учились балансировать на скользком покрытии.
Полагаю, та зима догадывалась, что мотоцикл – сезонный транспорт.
Но, при этом, она совершенно точно знала, что мой дальнейший мотопуть будет пролегать не только по вылизанным автострадам европейского асфальта, извиваться змеями горных серпантинов, закручиваться петлями вокруг норвежских фьордов, убегать прибрежной полосой Кольского полуострова к песчаным дюнам его Кузоменских песков, протягиваться километрами изъезженных пляжей Онежского озера, вздыматься над южными и северными морями и спускаться в подземные туннели Тромсё, плутать карельскими и архангельскими лесами и утопать в болотах Лен.области, но и будет огибать валуны Хибинского курумника, прыгая из жары в июльский снег, пересекать холодные реки, парить над лужами дорог в ливневых потоках, мокнуть под стеной неистовых гроз и не раз подставлять свое тело под россыпи жемчужных градин-льдин.
Зима была уверена, что я не спрячу свое "водительское" в коробочку, как очередное достижение и не поставлю галочку в листке престижа.
Потому что моя мечта жила, пульсировала в висках и отбивала ритмы сердца в такт пламенным моторам каждого железного коня, она дышала полной грудью и расправляла крылья, паря над миром ограничений и надуманных запретов.
Мне нужна была особая подготовка, и я ее получила.
Сдача экзамена выпала где-то на конец ноября-начало декабря.
Прекрасный солнечный день и такое же настроение после сдачи теоретической части на «отлично» создавали атмосферу праздника.
Я так в нее погрузилась, что на радостях пропустила всю группу вперед себя, хотя не люблю «тянуть кота за хвост».
Куда приятнее «отстреляться» в первых рядах и расслабиться.
В общем, сдали все. ВСЕЕЕЕЕЕ!
Даже те, кто на учебной площадке мототрека появился пару раз за всё обучение и на экзамене «путал педали», в смысле, выставлял ноги в изгибах «змейки», касаясь земли больше двух раз.
Даже девочка в платье и на каблуках, за которой бегала мама, поддерживая мотоцикл с дочерью в поворотах.
И даже те, кто откровенно сидел на мотоцикле второй раз в жизни.
Но проблемой всех учеников было неумение работать сцеплением и страх добавить газ. Поэтому они рычали мотором на прямых перегонах автодрома и глохли в поворотах, крутя «восьмерку».
Я последняя.
За спиной счастливые лица, отфотографированные на водительские удостоверения, одногруппницы на каблуках и влюбленные в «мою звезду» мужские глаза фанатов-ухожоров.
Инструктор по вождению на «отлично» выполнял свою задачу весь период экзамена. Он отвлекал сотрудника ГАИ от внимательного надзора за "косяками" учеников прямо передо мной, но за каким-то «хреном» что-то накрутил «Восходу», когда подошла моя очередь.
Улыбнулся и пожелал удачи!
Перед началом экзамена каждый проехал площадку минимум по два раза, чтобы настроиться на технику и внешние условия.
И ведь все же было отлично.
Послушный мот, шепчущий мотор, твердая земля под колесами.
Вот тогда мое хваленое чувствование техники меня и подвело.
Потому что руки работали по памяти, а мозг разрывался от несоответствия результата с привычными действиями.
«Что не так? Почему мотоцикл «несет»? Я не могу контролировать скорость, она слишком высока для прохождения изгибов «восьмерки». Здесь нужно плавным накатом, а меня выкидывает непослушной траекторией за пределы площадки».
Спустя несколько лет, чуток оперируя знаниями о двухколесной технике и практическим устройством ее органов управления, я разгадала действия инструктора: он добавил оборотов мотору, увеличив холостой ход.
Мол, раз протупила вся группа, значит и меня это касается.
.....................................
Подводка человека с личными навыками, особенностями, знаниями и умениями под общий знаменатель чего бы то ни было, убивает его индивидуальность и не раскрывает его способности, ставя в один ряд со всеми.
.....................................
«Не сдала». И в это не мог поверить никто. Ведь "Танька" ездила лучше всех.
Но так бывает. Потому что иногда Вселенной нужно удостовериться, что МЕЧТА Твоя, а не соседа, что ты ее достоин и жаждешь ее жизни.
Через пару недель я оплатила гос.пошлину за пересдачу экзамена и вернулась на прежнее «поле боя».
В этот раз оно действительно было на него похоже.
Декабрь месяц и езда на мотоцикле слабо стыковались в сознании.
И если в прошлый раз стояла сухая солнечная погода уходящей осени, то сейчас зима законно обосновалась в соответствии с календарным планом.
Весь автодром покрылся снегом с ледяной подкоркой.
И чтобы откатать необходимую экзаменационную программу, для начала нам были выданы лопаты, ломики и выставлены два мешка соли.
Надо ли говорить, с каким рвением я орудовала инструментом, отвоевывая у зимы свой последний шанс на сдачу, вонзая копья в ее ледяное сердце и разбивая вдребезги хладнокровные оковы страха своей убегающей мечты?
Или с каким стремлением доказывала всему Пространству, что мечта Моя, и что я хочу ее осязать и жить в ее теле, в печали и в радости, пока мы не канем в пустоту, растворившись в ее всеобъемлющей, бесконечной вечности?
За пару часов в несколько рук мы сорвали зимнюю одежду с асфальтовой площадки и поселили на ней теплую весну, за которую отлично цеплялись покрышки, неизвестного мне ранее, «Минска».
Да, пришлось еще и привыкать к новому экзаменационному аппарату. Ведь тот синенький «Восход» сопровождал именно нашу группу от "лица" мотошколы, а сейчас мы были сборной «солянкой» из не сдавших неудачников, поэтому ездили на том, что выдали.
В этот раз я проехала всю площадку идеально, без запинки и задоринки.
Но тут же нашелся «добрый» человек в лице дежурного инструктора, кто одним предложением попытался обнулить мои умения и гордость за себя.
- Хорошо потрудилась с утра, заработала свою «сдачу» лопатой!
Мне было не 3, а 23, но эти слова еще очень долго преследовали, наступали на пятки сознанию, отдавались эхом в голове и подстегивали неуверенность в себе.
Типа: «Сдала не потому, что умная, а потому что глаза красивые».
Только сегодня я могу здраво смотреть на вещи, не придавая значения тому выражению, потому что водительский стаж, смена техники и условий езды, а, самое главное, опыт доказывают мне обратное.
Даже если я ступлю в дороге, заглохну в броде, не смогу с первого раза забраться на какой-нибудь лесной холм, увязну в песке или даже упаду – я умею управлять мотоциклом и своими мечтами.
Я уже лучше себя вчерашней или той, что полчаса назад валялась «тухлым тюленем» на задворках диванной жизни, загибаясь от слов жестокого мира.
Ведь только Ты знаешь свою ценность и тяготы пройденного пути.
И никто не в праве обнулять твой результат, если ты этого не позволишь.
Я сдала.
Пусть со второго раза, но сама.
Ведь я не «отличница», хотя таковой меня видели и лепили с самого детства.
Помню, как приехала на каникулы домой и с нескрываемым счастьем, распираемой гордостью и искрами в глазах выложила на стол свое удостоверение с галочкой в графе «кат.А».
Тогда мне очень хотелось, чтобы за меня порадовались.
Я, может быть, впервые в жизни не пыталась что-то кому-то доказать и быть лучшей, а сама сделала то, о чем мечтала и так, как видела.
Получила результат, которым была довольна.
Родители очень старались вызвать в себе эмоции радости, но их удивление, недоумение, непонимание и даже страх поселились на лицах с первой же секунды и перекрыли их тщетные попытки...
А дальше они просто мирились с моим выбором, отпуская тревоги и узнавая мои ценности, потому что видели, что я живу.
Это событие, к тому же, стало «градообразующим» фактором моей семьи, последующей жизни в целом и мотожизни в частности.
Оно подарило мне тысячи незабываемых километров, сотни закатных горизонтов и десятки ночных городов, горные перевалы, солнечные и дружеские объятия, гонки с ветрами и купания в ледяных водах колких ливней, спрятанные от всеобщего взора природные красоты и тихие уголки счастья.
Оно расправило мне крылья для полета в струях собственной жизни.
.....................................
Я хожу на двух ногах, но живу на двух колесах.
Я умею создавать мечты и парить в осязании их реальности.
И нет никакого секрета в том, чтобы быть счастливым, если Ты веришь в СВОИ мечты и доказываешь себе перед лицом всего мира в их необходимости и ценности для Тебя...
©Татьяна Меркушкина