Написать и издать книгу (не за свои деньги) мечтают многие, но удается это единицам. У Елены Рыковой это получилось - на ее счету уже несколько изданных книг. Мы с ней поговорили о том, каков был ее путь к писательству, как она работает, что думает о вдохновении и как получила первый контракт с издательством.
Арт-дневник: Лена, расскажи, пожалуйста, какое у тебя образование и как ты пришла в журналистику? Был ли у тебя какой-то другой опыт работы?
Елена Рыкова: Образование у меня финансовое, я закончила Плешку (Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова - прим. ред.). Сейчас от институтских знаний в голове уже почти ничего не осталось, но зато все мои близкие друзья, включая мужа, — оттуда. Кроме подружки Ксюши, которая нарисовала иллюстрации в начале глав к книге “Однажды кажется окажется”. Она - моя одноклассница.
До журналистики я работала по своей специальности. Это были банки: сначала "ДельтаКредит", потом "МДМ-Банк". Кредиты выдавала. Когда решила уйти, свёкр шутил: "Уходишь зачем? Зимой там тепло, летом прохладно, кондиционер дует. В принтере всегда бумага есть". Ну вот несмотря на эти несомненные достоинства, я уволилась, потому что остро чувствовала: это не моё.
Арт-дневник: В каких изданиях ты работала в качестве журналиста?
Е.Р.: Совсем немного я побегала на фрилансе, писала для всяких изданий без разбору. Составляла, например, гороскопы, сочиняла письма подростков психологу и сама же на них отвечала. Потом устроилась в РБК — благодаря своему образованию. Там сначала занималась банками, потом — Министерством экономического развития. Министром тогда был Герман Греф, который во все свои поездки брал журналистов. Так начались самые беспечные, нервные, трудоголические, приключенческие и счастливые годы в моей жизни. Когда-нибудь напишу про них. После РБК я работала в Sanoma Independent Media, на портале RB.ru. Муж шутил, что следующим моим местом работы будет СМИ под названием "Р". Писала на фрилансе для Esquire и "Большого города".
Арт-дневник: Как получилось, что ты пришла к писательству? Все началось с “Хорошего текста” или ты писала и раньше?
Е.Р.: По сути я никуда и не приходила. У меня такой характер, что писать всегда было мне легче, чем, например, говорить. В школе никогда не понимала, что это за задание такое — сочинение. Это ж халтура, а не задание. Сел, помечтал, в предложении слова в нужном порядке расставил, полюбовался. Это всё равно, что задавали бы съесть торт "птичье молоко", или, ну, скажем, сходить погулять в лес и получить максимальное удовольствие. Так что, когда я пишу книги, я просто делаю то, что люблю больше всего на свете.
Арт-дневник: Расскажи, пожалуйста, как ты училась в школе “Хороший текст”? Кто преподавал? Что было на занятиях? Какие задания давали? Было ли сложно?
Е.Р.: В школу "Хороший текст" я шла ради двоих: Елены Пастернак и Татьяны Толстой. Ну, и встряхнуться, отвлечься от материнства: младшему сыну не было тогда года. Рассказать об этом опыте в двух словах невозможно. Это было и потрясение, и откровение. Такой объем новых знаний, что переваривать его теперь до конца жизни. Друзья, которые — если это по-настоящему — появляются очень редко.
А Татьяна Никитична и Елена Леонидовна стали мне наставниками, учителями и вне школы близкими людьми. После "Хорошего текста" мы с Татьяной Никитичной, Александром Тимофеевским и студентами ХТ Еленой Зыковой, Ксенией Буржской и Фамилем Велиевым съездили в две поездки — на Крит и в Португалию. Это были путешествия, каждую минуту из которых хочется помнить и переживать вновь.
К великой скорби, Александр Тимофеевский умер в этом году. И те поездки из невероятного приключения, в которое меня втянула моя подружка Зыкова, превратились в безвозвратно и безвременно ушедшее чудо. Тяжёлый 2020 год. Пусть уже уходит.
Арт-дневник: Выходили ли у тебя книги до “Однажды кажется окажется”? Если да, то какие? Как удалось заключить контракт с издательством?
Е.Р.: До "Однажды кажется окажется" я в соавторстве с Наталией Звездкиной, Нелли Абдуллиной, Наталией Порошиной и Татьяной Лебедевой под псевдонимом Мария Долонь писала детективы. Сейчас вышло три книги серии: "Чёрная полка", "Чёрные дельфины" и "В чёрном теле". Начали мы писать детективы опять-таки благодаря школе "Хороший текст": на второй сессии Татьяна Никитична вела семинары "пишем детектив". Так как желающих посещать её занятия было много, нам пришлось объединиться в группки и работать в соавторстве. В нашей группе было 11 человек, и написанный нами детектив Вера Байдак отослала в издательство "Эксмо". Там текст понравился, и нам предложили написать серию. Из 11 человек на такой большой проект согласились пойти пятеро. Скоро выйдет наша четвёртая книга в серии - "Чёрная маска". Но уже в другом издательстве.
Арт-дневник: Почему ты решила написать “Однажды кажется окажется”? Как родилась идея?
Е.Р.: "Однажды кажется окажется" я начала писать давно и писала её долго. А идея возникла с "Легенд Крыма" — лежала у нас такая книжица на даче. Я её читала детям и подумала: а почему бы не написать сказку, в которой сплетутся 90-е (моё детство) и эти самые легенды? Здорово же будет!
Арт-дневник: Как ты придумываешь, о чем писать? Как выбираешь сюжеты?
Е.Р.: Слава богу, у меня пока нет проблем с отсутствием идей. Есть проблемы с нехваткой времени. А идеи, они громоздятся одна на одну в голове, я их просто пытаюсь записывать, чтобы потом, когда-нибудь, после всех остальных планов...
Спонтанно можно написать стихотворение или небольшой рассказ. Книгу спонтанно не напишешь. Как я пишу? Сажусь и пишу, даже если в кране нет воды, а в окне извергается Везувий. Две страницы в день и гори оно всё огнём.
Арт-дневник: Что ты думаешь о вдохновении? Пишешь, когда оно есть? Или пишешь вне зависимости от этого?
Е.Р.: Вдохновение — замечательная штука, но привычка важнее. Писать — это мой выход из реальности, спасительная дверь, шанс прожить несколько жизней. В общем я люблю писать. И ради этой любви принуждаю себя к дисциплине.
Арт-дневник: Какие советы ты могла бы дать тем, кто хочет стать писателем? Что нужно сделать, чтобы твою книгу издали?
Е.Р.: Самый главный совет — если можете не писать, не пишите. Нас так в "Хорошем тексте" учили. Ну а насчет издания книг — ищите своих. Ходите на литературные курсы. Читайте рассказы в библиотеках, на специальных читках для новичков. Публикуйте их на литературных сайтах. Ведите искрометные блоги. Но имейте в виду, что путь к своему издателю тернист и долог, а денег это приносит мало. Так что — смотрите совет номер один :)))
А у меня же, видимо, обратно пути нет: на днях я закончила вторую часть сказки, которая называется "Дважды кажется окажется". Сейчас рукопись уже в издательстве, а я обдумываю новую книгу. Так что прав был мой муж: следующим местом работы стало просто "Р": я работаю на свою фамилию.
Листайте галерею:
Ранее я рассказывала о самодельной трогательной книге, которую Лена сделала к трёхлетию своей дочери. Вот тут вы можете найти первую и вторую части.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)
Вам также могут быть интересны статьи: