Найти тему
Александр Семашко

Что делает коммьюнити-менеджер?

Что, если то, что раньше было между делом, сейчас превращается в дело, и за это платят. Так могут сказать многие коммьюнити-менеджеры про свою "профессию". Ещё многие КМ (коммьюнити-менеджеры) говорят что-то вроде: "Я когда-то начал делать сообщество и только потом узнал, что это называется коммьюнити-менеджментом"

Напишу свою интерпретацию этой профессии. Коммьюнити-менеджер - это человек, который соединяет людей вокруг какой-то темы за счёт совместных активностей или точечных знакомств внутри сообщества.

По моему опыту вот, кто такой КМ. По крайней мере, я бы себя назвал ивент-маркетинг-биздев-менеджером.

За три года, которые я занимаюсь этой темой (конечно, знаю название темы только два из них), я видел несколько механик КМ:

  1. Мероприятия. Онлайн или офлайн, закрытые или открытые, платные или бесплатные - это не важно. Важно то, что именно это я считаю основным инструментом КМ (не будем вдаваться в подробности в этой статье).
  2. Образование. Во многих случаях мы имеем в виду сообщества вокруг образовательных продуктов, школ, университетов, образовательных курсов. В данном случае всё наоборот: совместное обучение - это также инструмент в построении сообщества и горизонтальных связей.
  3. Механика "наставник-ученик"
  4. Сервисы для случайных деловых знакомств (я пользовался Uniter и Random Coffee)

Каждая из механик имеет много вариаций и достойна целой книги. И каждая из них может являться тем, что делает КМ.

Тогда если я провёл мероприятие - я КМ и создал коммьюнити? - нет.

Помимо этих механик, очень важным является осознание членов сообщества таковыми. В простейшем случае - это чат в социальной сети или мессенджере. Тогда человек, который состоит в таком чате, как правило, знает о том, что он там состоит и, более того, осознанно вступил в него и видит логотип этого чата и название в списке своих чатов. Как раз название и логотип также важные составляющие сообщества (тут сообщество и коммьюнити, или комьюнити, используются как синонимы).

Итак, что делает коммьюнити-менеджер:

  1. Проводит что-то из раздела "Механики КМ" или способствует проведению какой-то из них.
  2. Способствует осознанию членов сообщества таковыми.
  3. Он делает пункт 1 и 2 с некоторой периодичностью.

В следующих заметках поделюсь конкретными примерами и действиями. Кстати, буду рад всему опыту коллег, который соберётся в комментариях: примеры мероприятий, обучения и другие механик...

Фото с одного из моих мероприятий (Химическое сообщество ChemGeeks в Технопарке "Сколково")
Фото с одного из моих мероприятий (Химическое сообщество ChemGeeks в Технопарке "Сколково")

Александр Семашко, строю бизнес-сообщества

Смотрю и учусь у классных Маши Ивановой (Adventure land - Технопарк "Сколково"), Кристины Дубровицкой (Yangers, Vsumme, Business Update) и Аси Репревой.

А это мои сообщества:

Открытый клуб Ломоносов -
https://t.me/clomonosov, https://vk.com/clomonosov

Канал про стартапы в лицах Спичка - https://t.me/spchka

HRUST , сообщество экспертов HR-tech - https://t.me/hrusthrust

ChemGeeks - https://t.me/ChemGeeks