«Не слышу зла, не вижу зла, не говорю о зле». Наверняка, вы слышали это выражение. Полностью оно звучит так: «Если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нём, то я защищён от него». Идеальное описание таких психологических феноменов как дереализация и диссоциация. Конечно, между этими состояниями есть отличия, но предпосылки у них общие. Главная причина – невыносимая боль, зло, от которого хочется убежать в другую реальность. А теперь давайте разберем все подробнее и профессиональнее.
#Диссоциация – это защитный механизм психики, при котором человеку кажется, что все, что с ним происходит, на самом деле происходит с кем-то другим. Личность расщепляется, и все нежелательные события реальности вместе с частью личности отсекаются. Это касается всего: мыслей, чувств, эмоций, воспоминаний, действий.
Возможно, и вам приходилось хотя бы однажды сказать: «Не верю, что это происходит со мной», «Даже не хочу это вспоминать», «Хочу все забыть». А представьте, если это говорит ребенок. И он возвращается к этим мыслям ежедневно по несколько раз. Как вы думаете, когда возникает желание уйти в другой, выдуманный, лучший мир? Верно, когда реальность становится невыносимой. Только при сильной боли, невероятном накале эмоций можно ампутировать часть себя.
Примеры того, что заставляет ребенка отказаться от реальности:
эмоциональное, физическое, #психологическое насилие насилие;
завышенные требования и ожидания со стороны родителей;
#авторитаризм и жестокость, подавление личности ребенка;
#гиперопека ;
равнодушие и эмоциональная холодность родителей;
бедное детство, антисанитария
эмоциональная и психологическая незрелость родителей;
асоциальное поведение родителей;
#психические расстройства у родителей;
другая #токсичность.
На уход от реальности толкает глубокая #фрустрация – стойкая неудовлетворенность потребностей. Если ребенок не получает любви, заботы, ласки, внимания и прочего в реальной жизни, то он отсекает эту реальность и создает такой мир, в котором у него все хорошо. В этом мире все потребности удовлетворены сполна.
Ребенок все больше замыкается в себе, все больше уходит в придуманный мир. С каждым новым актом насилия, отвержения, избиения и т.п. реальность становится все более далекой и серой, а выдуманный мир все более ярким и красочным.
Чем это чревато? При обоих феноменах человек утрачивает целостность и идентичность, возникают проблемы с самовосприятием, утрачивается связь с реальностью во взрослой жизни. На фоне этого развиваются вторичные психологические проблемы и расстройства, например, #депрессия #панические атаки атаки, суицидальные наклонности.
В отсеченную реальность попадает то, что родители не принимали в ребенке. Это могут быть особенности характера, темперамента или внешности, наклонности, способности. Суть в том, что их нет в выдуманном мире, в выдуманном образе. В реальности это все равно остается и на бессознательном уровне продолжает влиять, проситься наружу, но человек делает вид, что этого нет. Он не принимает эту часть себя. Без полного принятия невозможно реализоваться в жизни, нельзя быть счастливым.
Второе осложнение жизни в грезах – привычка убегать от любых трудностей в мир фантазий. Человек фантазирует о себе и о других, но неизбежно грезы разбиваются о реальность. Живя в придуманном мире, нельзя найти друзей, работу, любимого человека.
Можно ли с этим что-то сделать? Да, дереализация и диссоциация поддаются коррекции. Можно проработать эти состояния в процессе психотерапии. Цель терапии – интеграция элементов идентичности, восстановление целостности личности, познание и принятие клиентом самого себя, своего опыта, то есть нужна проработка детской травмы.
Не забывайте подписываться на наш канал Дзен и репостить публикацию в соцсетях.
Больше информации о токсичных отношениях, в инстаграм Евгении Богдановой практикующего психолога, основателя проекта "Токсичные родители💔 "