Найти в Дзене
Kinomania.ru

Рецензия на фильм «Стрингер»

Кадр из фильма «Стрингер»
Кадр из фильма «Стрингер»

Странный нервный малый Лу Блум (Джейк Джилленхол) с неморгающим взглядом огромных впалых глаз случайно становится свидетелем того, как на место аварии вместе с копами прибывает пара стрингеров, «ночных ястребов» свободной журналистики, влезающих ради шокирующих материалов в самую гущу трагических событий. За несколько секунд общения с будущим коллегой и конкурентом он вникает в азы профессии. На следующий день Блум крадёт велосипед и покупает необходимый начальный инвентарь: видеокамеру и приёмник полицейской волны.

Свои материалы он за несколько сотен долларов сбывает местному каналу-аутсайдеру с худшими рейтингами. Дела идут в гору. Видео становится всё более оперативное, жёсткое и изобретательное, Лу нанимает помощника (
Риз Ахмед), а с режиссёром выпусков новостей Ниной (Рене Руссо), женщиной вдвое старше его, завязываются странные деловые отношения. Именно она советует начинающему стрингеру думать о новостях, как о кричащей женщине с перерезанным горлом.

Режиссёрский дебют голливудского сценариста
Дэна ГилрояДеньги на двоих», «Живая сталь», «Эволюция Борна» его брата Тони) подбирается к теме цинизма современных СМИ с неожиданной стороны. До него эту кухню подробно исследовали величины в диапазоне от Джеймса Л. Брукса и Аарона Соркина до Майкла Манна и Барри Левинсона, но действовали всегда, что называется, изнутри. Гилрой берётся рассказать о том, как свои условия профессионалам начинает диктовать человек с улицы, по сути, сама улица, выводя тему на новый уровень цинизма. Да, Лу Блум — псих, нахватавшийся знаний и фигур речи из интернета, но он, во-первых, дьявольски эффективен, а, во-вторых, точно уяснил, что на восклицание «Я шокирована!», надо отвечать «Спасибо».

В Сети «Стрингера» любят
сравнивать со скорсезевским «Таксистом», но за схожей эстетикой (Гилрой, несомненно, вдохновлялся «Новым Голливудом» семидесятых) и одиночками-протагонистами, не встроенными в общество и не спящими по ночам, не каждый заметит, что это фильмы-антиподы. Скорсезе и Де Ниро рассказали о внутренней силе, которая пытается навязать свою позицию и ставит обществу диагноз. Гилрой же с Джилленхолом изображают этот диагноз. Трэвис Бикл хотел избавить мир от порока, пусть и со своей очень субъективной колокольни. Весь его роман с оружием окутан жертвенностью и какой-то высокой обречённостью. В Лу Блуме тоже есть сила, ведущая его к цели, но имя ей амбиция, возмутительно чистая и бесстыдно обнажённая. Всё, что он хочет, — это преуспеть. Переступить моральную черту, перетаскивая труп ради удачного кадра или практически создавая преступление вместо фиксирования уже случившегося (высшая точка блумовской стратегии), ради профессиональной амбиции, ради хорошо сделанной работы — омерзительно. Аргумент этот сейчас в нашей жизни звучит с настораживающей частотой.

Дэн Гилрой холодным «стрингерским» взглядом смотрит, как границы морали подменяются границами закона, и выходит на страшный вердикт: профессионализм. Кажется, ещё никогда это слово не имело такой негативный смысл. Что действительно объединяет «Стрингера» и «Таксиста», это выдающиеся роли их главных «звёзд». За Джейком Джилленхолом сейчас невероятно интересно наблюдать. Он набрал такую актёрскую форму, что практически каждый режиссёр, получающий его в своё распоряжение, рискует остаться в тени его энергии и таланта. Да, «Стрингер» — не «Таксист», но не потому, что Джилленхол — не Де Ниро, а потому, что Гилрой — не Скорсезе. При этом Гилрою удалось не только написать выдающийся образ Лу Блума, но и объяснить, почему такие люди сегодня зачастую оказываются на острие успеха.

#кино #рецензия #джейк джилленхол #стрингер