Найти тему
Артхив

Как Кустодиев портрет Шаляпина писал

Знакомство художника Бориса Кустодиева и оперного певца Федора Шаляпина состоялось в 1919 году, а познакомил их писатель Максим Горький. Кустодиев с юных лет обожал творчество Шаляпина. Певца, в свою очередь, поразила трагическая судьба Кустодиева: к моменту их знакомства известный художник уже три года был прикован к инвалидному креслу.

Портрет Ф.И. Шаляпина. Эскиз. Борис Михайлович Кустодиев, 1921
Портрет Ф.И. Шаляпина. Эскиз. Борис Михайлович Кустодиев, 1921

После успеха оперного спектакля «Царская невеста» (1920) в художественном исполнении Кустодиева к нему обратился коллектив Мариинского театра с просьбой оформить оперу «Вражья сила» композитора Александра Серова по пьесе Александра Островского. «Переговорщиком», естественно, выступил Федор Шаляпин. Борис Кустодиев с радостью принял предложение Шаляпина, и одновременно предложил певцу написать его портрет. Причем непременно в шубе, в которой певец пришел к нему в гости.
Шаляпин вспоминал:
«- Ловко ли? – говорю я ему. Шуба-то хороша, да возможно – краденая.
– Как краденая? Шутите, Федор Иванович.
– Да так, говорю, – недели три назад получил ее за концерт от какого-то Государственного Учреждения. А вы, ведь, знаете лозунг: «грабь награбленное».
– Да как же это случилось?
– Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого то, теперь уже не помню какого – «Дома», и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу… Пошел в магазин. Предложили мне выбрать. Экий я мерзавец – буржуй! Не мог выбрать похуже – выбрал получше.
– Вот мы ее, Федор Иванович, и закрепим на полотне. Ведь как оригинально: и актер, и певец, а шубу свистнул»

Портрет Ф.И. Шаляпина. Борис Михайлович Кустодиев, 1921
Портрет Ф.И. Шаляпина. Борис Михайлович Кустодиев, 1921

На том и порешили. Однако к созданию портрета художник приступил еще не скоро – Шаляпин был занят работой над постановкой, прорабатывая каждую мелочь. Зато он попросил Кустодиева написать портрет его жены, Марии Валентиновны, что и было сделано.

Портрет М.В. Шаляпиной. Борис Михайлович Кустодиев, 155×90 см
Портрет М.В. Шаляпиной. Борис Михайлович Кустодиев, 155×90 см

Наконец, мастер решил возобновить работу над портретом, начатым осенью 1920 года. Снова приняли решение писать Шаляпина в той самой шубе; певец очень просил, чтобы Кустодиев нарисовал на картине его любимого французского бульдога Ройку.

Картину, высота которой превышала 2 метра, художнику пришлось писать по частям. Кустодиеву пришлось решать не только художественную, но и техническую задачу исполнения задуманного портрета: среднюю часть он писал сидя, а верхнюю и нижнюю части – в положении полулежа. На потолке мастерской Кустодиева был оборудован блок с веревкой и грузом – с его помощью художник имел возможность самостоятельно регулировать наклон холста, с которым работал.

Портрет Шаляпина. Борис Михайлович Кустодиев, 1922, 99×80 см
Портрет Шаляпина. Борис Михайлович Кустодиев, 1922, 99×80 см

Портрет выполнен в любимом Кустодиевым стиле «портрет-пейзаж»: статная фигура Федора Шаляпина изображена на фоне красочного, веселого народного гуляния. Кажется, что Шаляпин прямо отсюда, с этого снежного пригорка, отправится на концерт. У ног Шаляпина – любимый пес Ройка, преданно глядящий на хозяина.

На втором плане, слева, Кустодиев по просьбе Шаляпина изобразил фигуры двух дочерей Шаляпина, Марию и Марфу, которых сопровождает Исай Дворищин, личный секретарь певца. У Мариина руках маленькая обезьянка.

Портрет Марфы и Марины Шаляпиных. Борис Михайлович Кустодиев, 1920
Портрет Марфы и Марины Шаляпиных. Борис Михайлович Кустодиев, 1920

Фоном для картины Кустодиев выбрал изображение народного гуляния по случаю Масленицы ясным, зимним днем. Солнечный пейзаж, разноцветная круговерть ярмарочной площади были придуманы и исполнены Кустодиевым по памяти.

Впервые широкая публика увидела портрет Шаляпина на выставке «Мир искусства» в мае 1922 года; сам художник из-за болезни не смог на нее попасть. Работа Кустодиева стала одним из самых ярких событий сезона, о ней было много хвалебных отзывов. Шаляпин купил портрет сразу же по окончанию работы и увез его с собой на гастроли в Париж; он очень любил эту картину и впоследствии часто брал ее с собой в гастрольные туры. Кустодиев также был доволен своей работой, хотя ни разу так и не смог взглянуть на портрет с достаточно большого расстояния, чтобы оценить его в полной мере.

Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru