Василий Пукирев в 1865 году написал картину "В мастерской художника".
Картина написана на одну из излюбленных тем живописцев всех времен. Но рассматривать подобные картины интересно. Словно заглядываешь в тайную тайну, в место, где творилось искусство.
У Пукерева, русского художника 19 века, мастерская небольшая, вмещает в себя небольшое количество народа. Да и почти вся она заставлена работами художника.
Сразу видно, что в ней работает разносторонний художник. Тут и скульптуры, тут и портрет, и жанровая живопись, и пейзаж. Да и на полу лежат эскизы к новым работам. А на мольберте стоит икона, которую художник предлагает покупателю.
В образе художника Пукерев изобразил самого себя. Сразу видно портретное сходство.
Работы Пукерева характеризуются тем, что обычно он изображал реальных людей. И на этой картине он не отступил от своего правила.
В образе покупателя он изобразил П. И. Губонина, крупного землевладельца, подрядчика по строительству железных дорог, благотворителя и мецената.
Вот каким важным он у него получился. И богатым. В шикарном пальто, отороченным мехом. Именно он заказал художнику икону. Возможно, для своей домовой церкви.
Недаром привёл с собой священника, который, судя по всему, работой остался доволен. Священник написан с Василия Романовского, протоиерея церкви Святой Параскевы на Пятницкой улице.
Но они мало что понимают в живописи. Поэтому привели с собой специалиста, который внимательно рассматривает работу художника. Критически и чуть надменно. Даже не понять, какой будет его оценка.
Сам же художник полностью подвластен их решению. Руки его опущены, он не собирается ничего доказывать и хвалить свою работу. Он сделал то, что сделал.
Вроде совершенно обыденная сцена. Но есть на картине еще один персонаж, который привносит в неё напряжение. Это девочка, подглядывающая в приоткрытую дверь.
Именно девочку, скорее всего дочь художника, волнует, будет ли принята картина. Ведь от этого зависит материальное положение семьи.
Вот такая маленькая деталь, и сразу же смысл картины меняется.