В связи с увеличением численности населения Земли и увеличением оборота производства, проблема переработки отходов производства и потребления остается актуальной темой для обсуждения. В статье анализируется международный опыт обращения с отходами.
В процессе жизнедеятельности человека неизбежно образуется большое количество отходов, которые необходимо утилизировать. Проблема утилизации отходов стоит во всем мире достаточно остро и везде решается по-разному. В странах Европейского Союза есть четко установленные руководящие принципы по снижению негативного воздействия отходов на окружающую среду. В то же время обновление системы обращения с отходами в России только начинается.
В статье исследуется опыт ряда стран, которые считаются передовыми в сфере обращения с отходами.
Основная проблема обращения с отходами - их сортировка и разработка технологических процессов их утилизации. Сложность проблемы заключается в ее системности: она затрагивает все сферы государственной и экономической деятельности, а также жизнь населения. Сегодня в России действуют сотни предприятий по утилизации отходов, у которых не более десятка перерабатывают отходы во вторичное сырье. Их основная проблема - отсутствие сырья для переработки. Отходы не сортируются, что усложняет процесс утилизации, так как только метод сжигания и утилизации плазмы позволяет переработку без первичной сортировки.
Предотвращение образования отходов является лучшей тактикой обеспечения экологической безопасности. Повторное использование и утилизация отходов безопасными методами являются приоритетными на Западе, хотя мусоросжигательные заводы все еще применяются, но доля отходов, утилизируемая данным образом ниже остальных [3, с.51].
Национальные законодательства в странах Евросоюза направлены на рациональное управление отходами. Директива «Об отходах» 75/442/ЕС, принятая 15 июля 1975 года и Директива 2008/98/ЕС закрепили концепцию снижения негативного воздействия отходов, утилизации и вторичной переработки. На законодательном уровне каждому виду отходов установлены требования к сбору и утилизации, определены нормативы по утилизации и переработке в качестве вторсырья. На уровне Евросоюза насчитываются более 12 директив, контролирующих вопросы обращения с отходами [2, c.336].
В настоящее время все больше отходов превращаются в продукты вториндустрии. В ведущих странах ЕС в качестве вторматериалов используют 23% твердых бытовых отходов (ТБО), 17% перерабатывают методом компостирования (разложение отходов биологического происхождения), 20% сжигают и 40% идет на захоронение. Для сравнения, в России захоронению подлежат 90% ТБО [4, с.61].
Примером одной из самых успешных стран по борьбе с отходами является Германия. Еще в статусе Федеративной Республики в 1974 на улицах Берлина стали появляться контейнеры для сбора стекла. В настоящий момент в стране сложилась система глубокой сортировки. Что это означает? На прописанной к каждому дому площадке должно быть не менее трех контейнеров – для пищевых отходов, пакетов и бумаги. Для сортировки стекла имеются отдельные общественные баки на улице. Каждому цвету контейнера соответствует тип мусора. Коричневый контейнер – пищевые отходы, синий – бумага, желтый – пластик, железо. Зеленый контейнер – для отходов, которые не относятся к другим типам мусора, белые – для стекла, причем цветное стекло и бесцветное отдельно.
По разным данным, от 60 до 80% мусора, произведенного в Германии, уходит на повторную переработку или мусоросжигательные заводы для получения энергии, 15% отправляются на свалки.
Стоит отметить, что переработка мусора в Германии столь эффективна благодаря четко выстроенной системе сбора отходов и штрафов. Штрафы за нарушение федеральных законов сильно рознятся - от 30 до 2500 евро. Местные администрации законодательно обязаны заключить контракты с предприятиями вторичной переработки или с мусоросжигательными заводами. Плата за вывоз мусора осуществляется домохозяйством в виде коммунальных платежей.
За 9 лет одним из лидеров по утилизации мусора в Европе стала Швейцария. Страна начала раздельно сортировать мусор только в 2000-м году. Сортировка мусора производится очень скрупулёзно, необходимо отделять друг от друга следующие виды отходов:
1) пластиковые бутылки;
2) консервные банки;
3) лампы дневного света;
4) электроприборы, бытовая техника;
5) строительный мусор;
6) аккумуляторные батарейки;
7) трупы животных;
8) остатки масел.
В Великобритании также внедрена система разноцветных контейнеров. Главное отличие – пищевые отходы складываются в черные мешки, серые контейнеры предназначены для пленки, полистирола и подгузников. Граждане обязаны не только сортировать мусор, но и следить за тяжестью сортируемых отходов, чтобы не навредить здоровью работников коммунальных служб. На территории страны функционируют около 25 мусоросжигательных заводов.
В странах Азии лидирующее место по сортировке отходов занимает Япония. Страна занимает первую позицию по переработке ПЭТ-бутылок и алюминиевых банок.
Мусоросжигательные заводы оснащены мощными системами фильтрации. Процесс горения производится при очень высокой температуре, поэтому воздух остается незагрязненным, и заводы строятся в непосредственной близости к районам.
Классификация отходов в Японии зависит от конкретного региона. Обычно мусор разделяют по 4 категориям: сжигаемый мусор, не сжигаемый, требуемый вторичной переработки и крупногабаритный. Для каждого вида отходов предназначены пакеты определенного цвета. На крупногабаритные вещи (велосипеды, бытовая техника, мебель) наклеиваются специальные наклейки. В Японии перерабатывается около 80% отходов. Переработанная бумага, например, в последующем используется при строительстве [1, с.530].
Во всех странах мира, где проблема утилизации отходов находится под строгим контролем государства, наблюдается тенденция к экологической культуре населения. При сортировке отходов важно, чтобы граждане осознавали свои отходы. С этой целью реализуются специальные государственные программы экологического образования. Дети рано учатся уважать и защищать природу. России просто нужно решить проблему просвещения граждан о правильном обращении с отходами. Однако уже предприняты шаги по исправлению ситуации. Так называемая «Мусорная реформа», рассчитанная до 2030 года, предполагает полное изменение системы сбора и утилизации мусора, восстановление старых полигонов и перевод на раздельный сбор мусора. Успешное управление отходами должно учитывать международный опыт и способствовать экологическому просвещению населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Мамин, Р.Г. Инновационные механизмы управления отходами / Р.Г. Мамин. - М.: МГСУ, 2018. - 530 c.
2. Солнцев А. М. Современное международное право о защите окружающей среды и экологических правах человека. М.: Либроком, 2015. 336 с.
3. Кирова, Ж.О. Экологические аспекты утилизации твердых бытовых отходов / Ж.О. Кирова, З.Б. Цуциева, З.П. Оказова// Мат. МНПК «Наука и образование в жизни современного общества»– Тамбов, 2015. – С. 51-53.
4. Рассоха, А.В. Рециклинг: Опыт зарубежных стран и России / А.В. Рассоха// Universum: экономика и юриспруденция – Саратов, 2017. – Вып. 6 – С. 60-65.