В ноябре 2020 года я уволился с работы, где получал «минималку». Не спорю, на эти деньги жить сложно, однако, если особых трат нет, то в них можно уложиться. Я могу вернуться на эту работу в любой момент, поэтому не исключено, что в апреле это произойдёт. Или не произойдёт. Надо же в жизни что-то менять. Работал я, кстати, около дома, поэтому на проезд не тратился абсолютно.
Выбор
Захотелось поработать курьером. В нашем городе, помимо «Яндекс.Еды» и «Delivery Club» есть «Городская курьерская служба». Почитайте отзывы о ней здесь, здесь и вот здесь. Жалуются не только работники, но и клиенты!
Особой разницы между ЯД и DC по ценам и условиям работы я не видел, поэтому выбрал наиболее знакомый бренд, а именно – «Яндекс.Еда».
Трудоустройство
Как устроиться в «Яндекс.Еду»? Просто. Заходим на сайт, кликаем по кнопке "Стать курьером". Заполняем анкету, проходим обучение и небольшой тест. После этого вас приглашают в центр для курьеров по адресу улица Лисицына, 3А, лит. В на первом этаже, офис 115.
Процесс трудоустройства довольно быстрый. Из необходимых документов: паспорт, СНИЛС, ИНН, мед.книжка (проверяется только наличие). Впрочем, большинство курьеров работает без неё. Я один, как дурак, потратил три тысячи на оформление. Ничего, лишней не будет. Добавлю, что необходимо быть самозанятым. Устанавливаем приложение «Мой Налог», логинимся через ГосУслуги и получаем статус самозанятого. Избавиться от него можно в любой момент. Сотрудник офиса спрашивает ваш номер телефона, после чего на него поступает звонок оператора, который даёт дальнейшие инструкции: зайти в Telegram, скинуть персональные данные специальному боту, вступить во все чаты. После этого вы подписываете договор на работу, получаете экипировку и отправляетесь работать.
Экипировка
Фирменную жёлтую куртку мне не выдали, на складе их не было. Пришлось работать в своей зиней, благо она довольно тёплая. Выдали толстовку размера M, в которую я еле влезаю — нужна минимум XXL. В связи с сами знаете какой ситуацией, также выдали пять антисептических салфеток, пузырёк антисептика, респиратор, чёрные х/б перчатки и заветную сумку. Интересно, что сумка должна обрабатываться антисептическими салфетками дважды перед получением заказа: внутри и снаружи. На практике это, к сожалению, не выполняется.
Первый день
В первый день нужно отработать минимум четыре часа в плановом, если повезло, или свободном слоте. Хотя в чате пишут, что достаточно и двух. Об этом я узнал на следующий день.
Решил поработать с 16:00 до 20:00. Оказавшись на точке старта, сделал селфи, после чего отправился отдыхать на лавочку в сквере через дорогу. В 16:14 поступил первый заказ из гастробара XLеб. Он расположен во дворах, поэтому я двигался по навигатору, который увёл меня не туда. Пришлось обходить. На время это никак не повлияло, я пришел вовремя. Поднявшись по неудобной деревянной лестнице и подождав десять минут, забрал заказ и отправился к клиенту на Свободы 11/37, в офис одного известного туроператора. Поднялся, отдал заказ и вернулся на стартовую точку. Более заказов не было.
За один доставленный заказ и четыре часа в осенней куртке при нулевой температуре воздуха я заработал 96 рублей (0.89 км до клиента – 17,78 руб., заказ – 78 руб.).
Второй день
Вдохновившись первым днём и желанием заработать немногим больше, я взял в приложении освободившийся слот в Заволжском районе, продолжительностью шесть часов (13:00-19:00). Плановый слот – это смена определённой продолжительности и фиксированной оплатой за час (90 рублей) вне зависимости от заказов. Приехав на стартовую точку, сделал селфи и отправился ожидать заказы к ближайшему Макдональдсу. Спустя час прилетел первый заказ, за которым не пришлось далеко ходить — он был в соседнем здании, притом, что на время до ресторана дали целых шесть минут. Зато до клиента я шёл целых тридцать пять минут с учётом опоздания, ведь он находился в ЖК Экогород. Место довольно красивое, хоть и расположено на самом краю района, где нет ни нормальных дорог, ни тротуаров. Кое-как дошёл, отдал заказ, полюбовался дворами, интерьерами, и отправился в сторону Макдональдса.
Дойдя до сквера на проспекте Машиностроителей, мне пришёл очередной заказ, на этот раз из Gyrobar. Идти всего 500 метров, хотя с учётом путешествия из Экогорода, эти сотни были мучением. Я не знал, что ждёт впереди. Забрав второй заказ, снова отправился в другой край района – ЖК Мостец. В этот раз мне не пришлось петлять непонятно как, чтобы найти дорогу к дому, благо в запасе было целых пять минут из тридцати. Дом новый, красивый, шестнадцатиэтажный. Поднявшись на пятый этаж и отдав заказ, я решил прокатиться на лифте до последнего этажа и, так сказать, полюбоваться красотами. Виды отменные, несмотря на наличие стройки в соседнем дворе. Город как на ладони! Видно колесо обозрения, какой-то торговый центр, лампы освещения на мосту или набережной. Слышимость в подобных домах, к сожалению, полный отстой. Стоя около лифта на пятом этаже я слышал, как домофонным ключом открыли дверь. При этом окна были закрыты. Лифт оставил странное впечатление: просторный, но работает медленно - секунд 15 ждешь, пока он поймёт, куда ехать, да и внутри обшит дешёвой фанерой из опилок.
Налюбовавшись видами и обдумав дальнейшие действия, я решил, что пора закрывать плановый слот, попав на штраф (лишение фиксированной ставки за час). Отработав три часа, я, совершенно без ног, отправился в сторону остановки. Приехав домой, лёг в тёплую ванну отдыхать.
За день я прошёл шесть километров. Заработал 196 рублей.
И что, всё?
Всё. За два дня я заработал 292 рубля. Вечером второго дня я твёрдо решил, что эта работа мне не подходит. Курьерство – это подработка в чистом виде. Рассматривать его как основную работу, на мой взгляд, глупо. Я общался с курьером из DK, который работает ежедневно по 8 часов, без выходных, получая условные 25 тысяч. Наверно ему нравится. Видимо мне стоит поискать что-то другое, более спокойное и со стабильной оплатой.
На следующий день я поехал в офис на увольнение. Перед этим спросил в чате, можно ли отменить плановый слот в связи с этой ситуацией. Сказали нет. Мол, сначала отработайте, а потом увольняйтесь. При этом в офисе никто не проверял наличие слотов. Я просто сдал экипировку, попрощался и ушёл в закат. Вечером мой аккаунт аннулировали в приложении «Яндекс Таксометр» и удалили из чата Telegram. Никто даже не поинтересовался о причине увольнения. Наверно текучка большая, никто уже не удивляется постоянной смене курьеров.
Отчёт за второй день и бонусы за оба дня мне не прислали и, видимо, не пришлют.
Плюсы и минусы
Минусы:
- усталость — за три часа работы я буквально остался без ног.
- погодные условия — холодно.
- ограничение во времени — пятнадцать минут на короткие расстояния, тридцать на длинные
- незначительные штрафы за опоздание — 2 рубля/минута.
- борьба за слоты — иногда их просто нет, приходится забирать «остатки» с неудобным временем и стартовой точкой
- сумка — она огромная. В общественном транспорте приходится держать её перед собой, или ставить на колени, что сильно раздражает пассажиров.
- дорога до стартовой точки — отдав заказ клиенту, нужно вернуться на стартовую точку. Это никто не оплачивает, а иногда расстояние бывает приличным!
- моментальная оплата — деньги за доставленные заказы приходят на следующий день, но (!) без учёта разных бонусов и доплат.
Плюсы:
- интересные места — за два дня я оказался в тех местах, куда осознанно бы не попал: рестораны и дома/офисы.
Работали ли вы в службах доставки? Расскажите о своём опыте!