Во многих школах учеников 5-11-х классов отправили на домашнее обучение. Но даже если дети учатся очно взрослые продолжают переживать: что если дистанционка появится? Нельзя предугадать, какой будет эпидемиологическая обстановка в ближайшем будущем, но можно порассуждать с психологом Татьяной Цыбанковой о том, чем обернётся для нынешнего поколения непривычный способ получения знаний.
Возможности и потребности
- Татьяна Михайловна, мамы и папы считают, что дома их дети не получают необходимых навыков социализации, а педагоги на удалёнке не могут как следует контролировать качество получаемых школьниками знаний. Что вы об этом думаете?
- Онлайн-уроки - необычное явление, и как всё новое не сразу принимается обществом. Да и сама образовательная система только перестраивается под такой вынужденный формат - где-то в школах не хватает компьютеров, а у кого-то из возрастных педагогов и компетенции для работы с техникой. Но я бы не выступала категорично против дистанционки, не исключаю, что за таким способом получения знаний - будущее.
По поводу социализации - есть дети, которые по состоянию здоровья давно учатся на дому и прекрасно коммуницируют с окружающими, ведь помимо учителей с ними занимаются и репетиторы, и сами родители. А большинство современных мальчиков и девочек после уроков предоставлены самим себе, точнее, планшетам и телефонам. Да, на дистанционке родители должны уделять им больше внимания, объяснять непонятные темы. Но такова реальность, и придётся перестраиваться, чтобы не остаться за бортом. Мир сегодня меняется так стремительно, что не предугадаешь, какие завтра взрослому человеку пригодятся знания, а потому не лишним будет восполнить существующие пробелы, а заодно преподнести ребёнку пример, достойный подражания. Не помешает и записать его в какую-нибудь секцию, чтобы вопрос социализации не стоял для мам и пап так остро. Тем более даже во время удалёнки некоторые кружки проводили занятия малыми группами с соблюдением мер безопасности. Но, к сожалению, многие благополучные семьи и раньше не считали нужным так задействовать детей, что уж говорить про нынешнюю обстановку.
- Вы сказали, что за дистанционным образованием, возможно, будущее. Почему?
- Оно предполагает индивидуальный подход к ребёнку. В теории такой образовательный процесс условно должны разделить на три уровня, в зависимости от способностей детей, и исходя из них подбирать задания. Ведь ребятам с разными возможностями очень тяжело учиться в общем классе по единой программе.
Ещё в конце 1990-х при поступлении в школу детей тестировал психолог, чтобы понять их потенциал и лучше его раскрыть. Отсюда шло расформирование по «А» и «Б» классам - первые для детей с физико-математическим складом ума, вторые - с гуманитарным. Допустим, если ребёнок левша, значит, у него более развито правое полушарие головного мозга, отвечающее за абстрактное мышление, и по существовавшему тогда делению ему подходил «Б» класс, поскольку на решение точных задач там давали больше времени - контрольную по математике, которую в «А» классе должны были решить за 20 минут, здесь делали за 45. Гиперактивным детям тоже было бы комфортнее в «Б» классе. Хотя для них пребывание в школе - мощный стрессовый фактор, и тут лучше подойдёт как раз домашнее обучение. Причём таких детей сегодня подавляющее большинство.
Активность иного рода
- Речь о тех шустриках, которые не могут усидеть за партой?
- Дело не в том, что у этих детей много энергии – её, по большому счёту, у всех одинаково. Просто головной мозг у них работает таким образом, что если ребёнок разошёлся, то не способен остановиться. Не исключено, что он уже выбился из последних сил, просто не может прекратить бегать, плакать, требовать…
Гиперактивность - это синдром дефицита внимания, связанный с минимальной мозговой дисфункцией. Она не отображается на МРТ и обычно проходит с возрастом, если не отягощается другими проблемами. Важную роль играют и благоприятные условия для развития, а их создают в первую очередь родители.
Только представьте: таких детей сегодня процентов 70-75, и с каждым годом их рождается всё больше. Они постоянно требуют внимания, и в традиционном классе с одним учителем на 30 человек, конечно, не получают его в полной мере. При этом их собственное внимание постоянно рассеивается из-за окружающего шума и других внешних факторов, и урок уже отходит на задний план.
Чтобы этим ребятам на чём-то сконцентрироваться, учителя должны их постоянно стимулировать, переключать. А если в классе большинство таких детей, то как завладеть вниманием каждого? К тому же педагоги далеко не всегда знают, с чем, собственно, имеют дело. Если за границей гиперактивность уже норма и таких необычно организованных учеников там должным образом поддерживают, то у нас воспринимают как избалованных, невоспитанных. Не всегда даже родителям врачи доносят, что с их ребёнком и почему он особенный. К примеру, приходит ко мне мама и говорит: «Сын меня бьёт!» Я спрашиваю: «Может, стукает?» Ведь гиперактивные дети не ставят целью избить маму - они хотят достучаться до неё. Бывает, достаточно ответить на вопрос, который ребёнок задаёт десятый раз, чтобы он успокоился.
Вообще это, конечно, уникальные дети, представители нового поколения. Иногда их терпению можно позавидовать - они будут долго и упорно выполнять кропотливую работу, собирать мельчайшие детали, если заинтересуются. Главное - найти им занятие по душе - ходить по развивающим магазинам в поисках подходящего конструктора или настольной игры, изучать в Интернете способы занять ребёнка дома доступными подручными средствами. Часто это творческие, талантливые дети, не по годам мудрые. Но им достаточно совсем небольшого окружения - компании из двух-трёх человек.
- А что делать, если такой малыш закатил истерику и не останавливается?
- Ни в коем случае не ругать, не оправдываться перед людьми. Подождать, когда ребёнок успокоится сам, полезно даже проигнорировать такое поведение. Но попытаться понять, что заключалось в этом крике души, какой посыл. Совсем маленького карапуза нужно взять на руки, погладить по голове, пожалеть - здесь не надо слов, куда важнее ваше внутреннее сопереживание, которое он обязательно почувствует.
- С чем связан синдром дефицита внимания?
- Версий много, начиная от так называемых неправильных родов, когда у мамочек, наверное, не хватает сил рожать самостоятельно и приходится применять обезболивание, заканчивая неправильным питанием женщины в период беременности - в продуктах сегодня содержатся и красители, и канцерогены, и другие вредные вещества…
- Татьяна Михайловна, заканчивая тему образования, не могу не спросить вот о чём. Всё чаще слышу, что родители выполняют за детей домашнее задание. Тех, мол, не заставишь сесть за уроки, или они всё делают неправильно. Как быть?
- Ребёнка нельзя заставить, но можно мотивировать. Не внешне - кнутом и пряником - получишь пятёрку дам денег, не получишь - не дам, это, наоборот, демотивирует. А внутренне - донести, для чего ему нужен этот предмет - скажем, чтобы получить после школы интересную специальность; как он пригодится в жизни - допустим, научит быстро считать; что даст ребёнку выполнение поставленной задачи - достигнутый результат, например, принесёт удовлетворение и поднимет самооценку.
Сам себе праздник
- Скоро Новый год, и в этот раз он будет по-настоящему семейным - отменены корпоративы и массовые гулянья, уезжать и тем более улетать куда-то люди опасаются. Как провести праздник?
- Люди привыкли, что их развлекают на площадях, в кафе-ресторанах и так далее и перестали сами прилагать усилия, радоваться простым вещам. Раньше родители не ленились переодеться в Снегурочку и Деда Мороза, не стеснялись инсценировать новогоднее представление будучи взрослыми серьёзными людьми, не нуждались в допингах, чтобы смеяться как дети. Может, сейчас самое время вспомнить тот опыт, попробовать себя в чём-то новом и перестать самому быть скучным?
- 2020-й мы ещё не скоро забудем. А чем он запомнится вам?
- Это время переосмысления ценностей. После весеннего карантина и изоляции люди искренне радовались вновь встретить коллег, друзей, родственников. Часто мы спешим жить, распыляем энергию вокруг, а тут выпал шанс её скопить и приумножить рядом с самыми близкими. Несмотря на то, что некоторый бизнес сошёл на нет, появились совершенно новые вакансии. Люди принялись развиваться, оптимизировать опыт и интегрировать его в непривычные сферы, открывать неизвестные ранее возможности. И это здорово!