Найти тему

Сколько стоит избирательная кампания по выборам депутата Госдумы?

Для простоты расчётов возьмём среднестатистический одномандатный округ, в который входит полмиллиона избирателей. Если это не крупный город-миллионник, то избирательных участков будет не менее 500. Это значит, что надо поставить наблюдателей, работа которых следить за тем, чтобы не было нарушений в день выборов с 8 до 20 часов. А если нужно будет «дежурить» три дня? Представим, что это - среднероссийская область с невысокими зарплатами. Поставим там хотя бы по 1 наблюдателю на участок. Давайте заплатим ему за весь период наблюдения 1000 рублей. То есть если кандидат хочет быть уверен, что ни один голос за его кандидатуру не пропадёт при подсчёте, ему нужно будет найти не менее 500 тысяч рублей на оплату наблюдателей.

Чтобы сообщить избирателям о том, что ваш кандидат есть в бюллетене, нужно донести до каждой семьи хотя бы небольшой листок, флаер. Разноска такого агитационного материала называется политтехнологами «волной». Таких волн за период активной избирательной кампании традиционно не меньше трёх. Стоимость одной волны состоит из стоимости создания макета, его печати, доставки и распространения. В среднем округе будет около 200 тысяч семей. Примем, что все вышеперечисленные расходы на агитационный материал в совокупности стоят примерно 10 рублей за экземпляр. Следовательно, три волны простеньких листовок будут стоить 6 миллионов рублей.

Цитата из песни мультфильма "Чебурашка и Крокодил Гена":
...хочу чтобы мой портрет застенчиво и строго смотрел со всех газет.
Цитата из песни мультфильма "Чебурашка и Крокодил Гена": ...хочу чтобы мой портрет застенчиво и строго смотрел со всех газет.

Но кто-то должен придумывать то, что и когда будет напечатано и прочитано избирателями. Кандидату нужно ездить, встречаться с жителями. То есть у него будут расходы на автомобиль, у него вероятно будет кабинет для встреч, для работы с документами и союзниками. Это так называемые расходы на избирательный штаб. Посчитаем по минимуму, что водит машину он сам, у кандидата есть один помощник, аренда офисного помещения. Всё по минимуму. Избирательная кампания длится не менее 3х месяцев. За это время нужно договориться о том, чтобы твою кандидатуру поддержала одна из 16-ти партий, имеющих льготу по выдвижению (иначе нужно будет ещё собирать подписи, а это 15 000 штук, для их сбора тоже придётся потратить не меньше 1 млн рублей). Таким образом простейшая кампания обойдётся кандидату в депутаты Государственной Думы России не менее 7 млн рублей.

Но вы понимаете, что таких кандидатов будет 16 – от всех партий. И каждый захочет выделиться над другими и победить. Следуя этой логике, кто-то увеличит количество «волн» агитации, кто-то улучшит качество агитационных материалов и станет их распространять не по почтовым ящикам, а лично в руки жителям всех населённых пунктов округа, а может быть решит раздавать агитки на пикетах в людных местах. А у кого-то появится возможность выступить по телевизору или даже снять красивый яркий ролик и не один. Может быть кто-то станет размещать ролики в социальных сетях, наймёт специалистов, которые помогут ему привлечь подписчиков с его округа, будут размещать интересную информацию о кандидате и его взглядах. А ведь кто-то наймёт ребятишек, кто будет сдирать плакаты других кандидатов и будет клеить свои на их место. Кто-то повесит большие билборды на дорогах с большим траффиком.

Здесь фантазия может быть неограниченной, и специалисты называют суммы, которые достаточны для того, чтобы побороться за победу от 50 до 150 миллионов рублей и выше.

Плакат кандидата в депутаты Государственной Думы РФ
Плакат кандидата в депутаты Государственной Думы РФ

Чем меньше конкуренция в округе, тем меньше нужно потратить денег. Чем более состоятельные у вас соперники, тем креативнее должны быть ваши решения. Чем программа вашего кандидата будет понятнее и ближе избирателям, тем вероятнее успех в предвыборной гонке. Расходы зависят от того насколько бледный и неинтересный у вас кандидат. Яркому политику всегда симпатизируют больше, значит и вкладывать в укрепление его имиджа нужно меньше.

Но недостаточно только сделать всё правильно. Нужно ещё угадать чаяния избирателей, попасть в их ожидания, не обмануть их надежды в течение всей избирательной кампании, найти свои преимущества перед конкурентами, правильно реагировать на их действия. Всё это помогут сделать профессионалы - политтехнологи, которые участвуют в выборах не как кандидаты раз в пять лет, а каждый год, оттачивая своё мастерство и нарабатывая опыт. Таких специалистов не учат в институтах. Это экспериментаторы, следопыты, умеющие смотреть глазами избирателя на то, что обещает им ваш кандидат. Их оплата прямо пропорциональна их знаниям и способностям. Нужно, чтобы был руководитель кампании политтехнолог, который знает, как вести всю избирательную кампанию. Нужен специалист, чтобы написать грамотный текст, дизайнер - сделать понятный и удобный печатный материал, организатор, который найдёт людей для распространения агитационных материалов, быстро их научит, организует и проконтролирует работу. Юристы подготовят правильные документы, жалобы на нарушения закона, бухгалтер правильно наполнит избирательный счёт в банке, заключит договоры с подрядчиками и оплатит агитационные материалы. И так далее. В совокупности стоимость работы этих специалистов зачастую превышает остальные расходы по кампании. Но это реально вас приблизит к победе, потому что другие кандидаты уже наняли специалистов и скорее всего рассчитывают привести своих избирателей какой-то морковкой, пока вы только начали об этом размышлять.

Плакат советского времени
Плакат советского времени

Успех будет сопутствовать тому кандидату, кто раньше начал вести избирательную кампанию, нашёл ресурсы для её реализации как минимум не меньше тех, сколько будут использовать конкуренты, а также доверился профессионалам в области политтехнологий.

Постскриптум.

Чтобы оценить стоимость вашей кампании необходимо знать округ, где вы собираетесь баллотироваться, спрогнозировать участие сильных конкурентов, прикинуть основные направления избирательной кампании с учётом местной специфики и цены на рекламу, на оплату работы участников вашей избирательной кампании.

Всем кандидатам успеха на предстоящих выборах!