ГРОМКО -- ТИХО
В данной статье вы познакомитесь с тем, как изменяется громкость речи в зависимости от ситуации или от содержания высказывания.
Как же нужно говорить, громко или тихо? Если вы скажете, что это зависит от ситуации, то вы будете правы.
Проанализируем несколько ситуаций.
1. Вы гуляете в лесу с друзьями, собираете грибы и, чтобы не заблудиться и не отстать друг от друга, вы перекликаетесь, кричите громко:- Ау! Ау! Ау! Эхо разносит по лесу ваш голос, друзья откликаются: - Ау! Ау! Ау!
2. На спортивном стадионе вы поддерживаете любимую команду громкими криками: -Шайбу! Шайбу!
Если мяч летит в ворота, весь стадион кричит: -Гол! Гол!
3. Мама укладывает малыша и поёт ему песенку. Как вы думаете, каким голосом? Правильно, тихим, ласковым. Так поются колыбельные.
4. А как же в театре должен говорить актёр? Актёры занимаются сценической речью. Тренируют свой голос. Им нужно говорить так, чтобы зритель в театре, сидящий в зале на последнем ряду, мог слышать его речь. Речь должна быть чёткой, чтобы можно было слышать и понимать, что говорит актёр на сцене.
Учим детей говорить громко или тихо в зависимости от ситуации. А для этого "во всём нужна сноровка, закалка, тренировка..."
Вспомним стихи Агнии Барто и поиграем с ребятами в игру
"Громко- Тихо"
- Стало тихо, тихо, тихо,
Спит в углу моя слониха,
Двое маленьких слонят
Спать давным - давно хотят.
Слон
- Спать пора! Уснул бычок -
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
Эти стихи о тишине, поэтому и читать их нужно тихим спокойным голосом Но нужно учитывать и то, что бы вас слышали зрители, слушатели.
- Очень важно уметь правильно определять силу голоса в различных жизненных ситуациях. Читаем по ролям стихотворение:
Девочка - рёвушка
Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка -
Это Галя - рёвушка.
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается...
Уу - уу - у!..
Вышла рёва на крыльцо,
Рёва сморщила лицо:
- Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду.
Уу - уу - у!..
Вот вернулась Галя в дом,
Слёзы катятся ручьём:
- Ой, пойду обратно!
Дома неприятно!
Оо - оо - о!..
Дали Гале молока.
- Эта кружка велика!
В этой не могу я!
Дайте мне другую!
Уу - уу - у!..
Дали рёвушке в другой,
Рёва топнула ногой:
- В этой не желаю!
Лучше дайте чаю!
Аа-аа-а!..-
Уложили Галю спать,
Плачет рёвушка опять:
- Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
Уу - уу - у!..
Тут сбежался народ.
Чтоб узнать: кто ревёт?
Кто всё время плачет?
Что всё это значит?
Видят - девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свёкла,
Платье всё промокло.
Оо-оо-о!..
Уу - уу - у!..
- Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
Ещё есть интересное стихотворение, которое можно разыграть в Домашнем театре:
Оруны (Г.Сапгира)
Мы играли в игру.
Вовка крикнул: - Не ори!
Мне обидно: - Я ору?
Сам потише говори!
Мы забросили игру.
Он орет,
И я ору.
Он вопит,
А я — сильней:
— Иго-го! Иа! Эгей! Всполошили весь двор:
— Это что за страшный ор?
— Цирк приехал?
— Где пожар?
— Безобразие!
— Кошмар!
Вовка смолк — ни гугу,
Я ответить им хочу,
Но сдержаться не могу —
На всю улицу кричу!
Привели меня домой.
Мама шепчет: — Что с тобой?
Бедный мальчик, ты в жару!
— Я не болен! — я ору.
Папа рявкнул: — Не орать! Я свалился на кровать, Я заткнул подушкой рот. Но во мне
Все орет!..
Изо рта — не крик,
А хрип.
Наконец-то я охрип...
Хорошо, что я охрип
И от крика не погиб.
Желаем творческих успехов!