Наверное, не совсем правильно обозначать творчество Гарри Бардина только кукольной анимацией, поскольку он создает мультфильмы в совершенно разных техниках. Но мы поговорим о той части его анимационных фильмов, которые можно назвать кукольными. Но всё по порядку.
Гарри Бардин начинал как театральный актер, окончил Школу-студию им. В.И. Немировича-Данченко, работал в театре имени Гоголя, снимался в кино, писал для радио и телевидения. В 1974 вместе с Василием Ливановым написал пьесу "Дон Жуан" для Государственного Центрального театра кукол, куда в последствии Сергей Образцов пригласил его режиссёром-постановщиком.
А уже в 1975 Бардин пришел режиссером-мультипликатором на "Союзмультфильм". Его первой работой стал мультфильм "Достать до неба" о мальчике Жене, который нашёл упавшую звезду и очень хотел вернуть её обратно на небо. Уже здесь он был одновременно и режиссёром, и сценаристом и так будет в большинстве его фильмов.
Сотрудничество с "Союзмультфильмом" продлилось пятнадцать лет, здесь он срежиссировал один из самых известных советских мультфильмов "Летучий корабль". До 1983 года он работал над рисованными мультфильмами, но, ближе к уходу со студии, Бардин начал пробовать новые материалы. Первым фильмом в технике объемной анимации стал "Конфликт". Его герои - синие и зеленые спички, между которыми произошла ссора и они поделились на два враждующих лагеря. Сначала они просто делят пополам территорию, но постепенно конфликт разрастается и заканчивается страшной трагедией. Эта антивоенная история была очень популярна у зрителей, однако её не одобряло Госкино. Между спичками нет никаких отличий, кроме цвета и сложно даже выделить отдельных персонажей, просто толпа. К теме неприятия иного Бардин вернется в 2000 году в фильме "Адажио", где серая толпа сначала уничтожит Белого, а затем начнет его почитать. Но, когда в их процессии появляется Чёрный, становится понятно, что его ждет та же участь.
В 80-е и 90-е Гарри Бардин часто работал с пластилином, первым мультфильмом в этой технике стал короткометражный "Тяп-ляп маляры", а уже после он снимет два почти получасовых фильма "Красная Шапочка энд серый волк" и "Кот в сапогах". Но перед этим он снимет верёвочный "Брак" о романтическом начале отношений и их распаде. Голосами Ирины Муравьевой и самого Бардина герои разговаривают на выдуманном на основе русского языке, и поэтому их отношения раскрываются за счет интонаций, которые даже лучше. Свою форму верёвки держали благодаря проволоке, моток которой остался после завершения съёмок "Брака". И именно его Бардин использовал в фильме "Выкрутасы", который получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах. Его герой, сам сделанный из проволоки, из неё же создает и собственный мир - сад, огород, собаку и даже жену. Но в него постоянно вторгаются невидимые зрителю пришельцы извне, мы слышим только звуки, обозначающие их. То вороны будут клевать урожай, то дети топчут его, пробегая мимо. Отчаянные попытки героя защитить свой мир от новых напастей в итоге перерастают в одержимость и, пытаясь оградиться ото всего, он сам начинает его разрушать.
В 1991 году он основал собственную студию "Стайер", где создал свой первый кукольный мультфильм, ставший затем трилогией, "Чуча". Этот трогательный фильм об одиноком мальчике, который во время новогоднего торжества убегает от игнорирующих его взрослых на чердак и из найденных там носков, боксерских перчаток и подушки мастерит себе няню. А когда на него нападают живущие на этом чердаке летучие мыши, она неожиданно оживает и бежит на защиту мальчика. И весь праздничный вечер Чуча проводит вместе с мальчиком, творит разные чудеса и заботится о нем.
А в 2010 году вышел мультфильм "Гадкий утенок", работа над которым велась на протяжении шести лет. И музыка, и голоса персонажей всегда очень важная часть фильмов Бардина. В "Гадком утенке" он использовал музыку Петра Чайковского из балетов "Лебединое озеро" и "Щелкунчик". А в его озвучании принимали участие Армен Джигарханян, Юлия Рутберг, Владимир Спиваков и даже Хор Турецкого.
Мультфильмы Гарри Бардина сложно делить на детские и взрослые. В интервью он говорит, что не делает их специально для детей или для взрослых и обозначает их как семейные. Ведь дети иногда видят больше, чем взрослые, а со временем могут захотеть вернуться к тому, что произвело на них впечатление в детстве. Поэтому фильмы Гарри Бардина можно пересматривать бесконечно.
#кукла #мультфильм #гарри бардин #кукольная анимация #история #анимация #stop motion #покадровая анимация