Найти тему

Романский стиль. Скульптура и живопись

В предыдущей статье я рассказывала об особенностях храмовой архитектуры романского периода. Теперь поговорим о том, как эти храмы украшались.

В интерьерах романских храмов господствовали гладкие каменные плоскости, которые иногда украшались скульптурным рельефом или фресковой живописью, мало сохранившейся до нашего времени. Сюжетами этих рельефов, скульптур и росписей становились библейские истории, а также фольклорные предания и легенды, переносимые на стены храма мастерами-ремесленниками, выходцами из народа.

Роспись крипты базилики Святого Исидора в Леоне, Испания
Роспись крипты базилики Святого Исидора в Леоне, Испания

Особенно ярко в них проявлялась любовь простого средневекового человека ко всякого рода чудесному, о чём говорит обилие чертей, химе́р, василисков, гибридных существ и т.п.

Уроборос в одиночку и парами, Килпек, Англия.
Уроборос в одиночку и парами, Килпек, Англия.

До нашего времени сохранился документ, написанный виднейшим деятелем католической церкви XII века Берна́ром Клерво́сским, который не мог сдержать своего возмущения, видя такие образцы народной фантазии в святом месте. Он писал следующее:

«К чему в монастырях перед лицом читающей братии это смешное уродство, эта некая странная безобразная красота и красивое безобразие? … Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле много голов. Здесь, глядишь, у четвероногого хвост змеи, там у рыбы голова четвероногого… Столь великое и столь причудливое разнообразие всяких форм, что ты пожелаешь скорее читать по камню, нежели в книгах, и провести целый день в любовании этими диковинами, чем в размышлении над божественным законом».
Капители колонн романского собора.
Капители колонн романского собора.

В романских храмах обязательно присутствовали и канонические христианские образы. Их расположение в пространстве собора, в целом, было таким же, как и в храмах Византии (читайте об этом здесь).

Бог уличает Адама и Еву в грехопадении. Рельеф дверей собора св. Михаила в Гильдесгейме. XI век.
Бог уличает Адама и Еву в грехопадении. Рельеф дверей собора св. Михаила в Гильдесгейме. XI век.

Однако наибольшую фантазию и изобретательность европейские мастера проявляли при украшении западной стены (фасада) романских храмов, где, согласно традиции, помещались сюжеты с изображением Страшного Суда и Апокалипсиса.

Аббатство Сент-Фуа. Рельеф с изображением Страшного суда.
Аббатство Сент-Фуа. Рельеф с изображением Страшного суда.

В центре таких композиций, как правило, господствовала фигура Христа – Великого Судии, отделяющего праведников от грешников. С одной стороны от него помещались ангелы, принимающие под своё покровительство души блаже́нных, а по другую сторону от Иисуса - художники изображали чертей, увлекающих за собой преступников, и предающих их страшным мукам.

Тимпан из аббатства Везле, Бургундия, Франция, 1130-е гг.
Тимпан из аббатства Везле, Бургундия, Франция, 1130-е гг.

Иногда подобные сцены снабжались и поясняющими, нравоучительными подписями, как, например, в соборе Сен-Лаза́р в городе Оте́н во Франции:

«Так воскреснет тот, кто не вёл безбожную жизнь» и «Пусть содрогнётся от ужаса впавший в земные заблуждения, ибо такова его страшная судьба, изображённая здесь».
Страшный суд. Рельеф собора Сен-Лазар в Отене. XII век.
Страшный суд. Рельеф собора Сен-Лазар в Отене. XII век.

Книжная миниатюра.

В монастырях расцветало искусство оформления книги и книжная миниатюра. В средние века книга являлась предметом роскоши, она была настолько дорогой, что редко кто мог себе позволить приобрести хоть один экземпляр.

Оклад Евангелия из Линдау
Оклад Евангелия из Линдау

Монастыри в это время были практически единственными книгохранилищами. Причём в них собирались и хранились древнейшие античные рукописи, и здесь же создавались новые произведения христианской религиозной литературы.

Монахи-переписчики в скриптории.
Монахи-переписчики в скриптории.

До изобретения печатного станка (в XV веке) все книги изготовлялись вручную монахами-переписчиками. Эта работа ценилась очень высоко, так Аббат Гиг писал:

«Книги мы должны создавать и хранить как вечную пищу души, и то слово, которого не можем проповедовать устами, проповедуем рукою. Каждая переписанная нами книга – новый глашатай истины, и мы описываем их, в надежде воздаяния за всех, кто через них удержан будет от заблуждения или укреплён в правде».

А сами монахи-переписчики, утомлённые, но гордые своим трудом иногда оставляли такие строки: «Если пловец веселится, измученный странствием долгим, / Только завидит вдали берег, желанный давно, / Сколь возликует в душе своей книжный писец, утомлённый / Подвигом долгим письма, книги почуяв конец».

-10

При оформлении книги важным было всё - от обложки, украшенной драгоценными металлами, камнями и эмалями, до начертания каждой буквы, особенно заглавных – инициалов.

-11

Тут ценилась и красота почерка переписчика, и расположение текста, и оформление красных строк, и наличие на странице иллюстраций, главное назначение которых заключалось в наглядном пояснении текста.

Христос, Мария и Марфа. Евангеларий из Рейхенау. Кон XI в. Берлин, Прусский Государственный музей культурного наследия.
Христос, Мария и Марфа. Евангеларий из Рейхенау. Кон XI в. Берлин, Прусский Государственный музей культурного наследия.

Постепенно сложилась художественная система в романском изобразительном искусстве, характеризующаяся следующими чертами:

1. Плоскостность (двухмерность) в изображении человеческих фигур;

2. Приём разномасштабности фигур, передающий иерархию изображённых персонажей;

3. Искажение пропорций тела, их деформация, отражающая христианское представление о теле, как «сосуде грехов», «темнице души», то есть, части материального, смертного мира, вторичного по отношению к духовной составляющей;

4. Отсутствие перспективы, которая заменяется делением плоскости на ярусы – чем выше ярус – тем дальше от зрителя изображаемое, или тем ближе оно находится на иерархической лестнице к божественному миру;

5. В рельефах и росписях преобладает статика;

6. Все сюжеты изобразительного искусства носят символический и нравоучительный характер.

-13

Предлагаю посмотреть видео о романском стиле на моем youtube-канале:

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.

Больше о средневековой культуре Западной Европы читайте здесь:

Средневековье. Что скрывает этот термин?
Христианство - кратко о вероучении.
Символ в средневековом христианском искусстве.
На какие периоды принято делить средневековую культуру Европы.
Романская архитектура. Храмы.
Романский стиль. Скульптура и живопись.
Романская архитектура. Рыцари и замки.
Готические соборы - архитектура стремящаяся к Богу.
Готический стиль в скульптуре и живописи.
"Полны чудес сказанья, давно минувших дней..." Средневековый героический эпос.
Кто такие трубадуры, и какие стихи они посвящали Прекрасным Дамам.
Умереть от любви или за любовь. Средневековый рыцарский роман.
Средневековая городская литература.
Ваганты. Кто они и о чём писали?
Средневековая музыка - символика чисел
Средневековая музыка. Григорианский хорал и другие жанры.
Средневековая музыка. Создание нотной записи - великая реформа Гвидо из Ареццо.
Светская музыка средневековой Европы.
Как в Европе родился профессиональный театр, и какие действа в нём разыгрывали.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.