В предыдущей статье я рассказывала об особенностях храмовой архитектуры романского периода. Теперь поговорим о том, как эти храмы украшались.
В интерьерах романских храмов господствовали гладкие каменные плоскости, которые иногда украшались скульптурным рельефом или фресковой живописью, мало сохранившейся до нашего времени. Сюжетами этих рельефов, скульптур и росписей становились библейские истории, а также фольклорные предания и легенды, переносимые на стены храма мастерами-ремесленниками, выходцами из народа.
Особенно ярко в них проявлялась любовь простого средневекового человека ко всякого рода чудесному, о чём говорит обилие чертей, химе́р, василисков, гибридных существ и т.п.
До нашего времени сохранился документ, написанный виднейшим деятелем католической церкви XII века Берна́ром Клерво́сским, который не мог сдержать своего возмущения, видя такие образцы народной фантазии в святом месте. Он писал следующее:
«К чему в монастырях перед лицом читающей братии это смешное уродство, эта некая странная безобразная красота и красивое безобразие? … Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле много голов. Здесь, глядишь, у четвероногого хвост змеи, там у рыбы голова четвероногого… Столь великое и столь причудливое разнообразие всяких форм, что ты пожелаешь скорее читать по камню, нежели в книгах, и провести целый день в любовании этими диковинами, чем в размышлении над божественным законом».
В романских храмах обязательно присутствовали и канонические христианские образы. Их расположение в пространстве собора, в целом, было таким же, как и в храмах Византии (читайте об этом здесь).
Однако наибольшую фантазию и изобретательность европейские мастера проявляли при украшении западной стены (фасада) романских храмов, где, согласно традиции, помещались сюжеты с изображением Страшного Суда и Апокалипсиса.
В центре таких композиций, как правило, господствовала фигура Христа – Великого Судии, отделяющего праведников от грешников. С одной стороны от него помещались ангелы, принимающие под своё покровительство души блаже́нных, а по другую сторону от Иисуса - художники изображали чертей, увлекающих за собой преступников, и предающих их страшным мукам.
Иногда подобные сцены снабжались и поясняющими, нравоучительными подписями, как, например, в соборе Сен-Лаза́р в городе Оте́н во Франции:
«Так воскреснет тот, кто не вёл безбожную жизнь» и «Пусть содрогнётся от ужаса впавший в земные заблуждения, ибо такова его страшная судьба, изображённая здесь».
Книжная миниатюра.
В монастырях расцветало искусство оформления книги и книжная миниатюра. В средние века книга являлась предметом роскоши, она была настолько дорогой, что редко кто мог себе позволить приобрести хоть один экземпляр.
Монастыри в это время были практически единственными книгохранилищами. Причём в них собирались и хранились древнейшие античные рукописи, и здесь же создавались новые произведения христианской религиозной литературы.
До изобретения печатного станка (в XV веке) все книги изготовлялись вручную монахами-переписчиками. Эта работа ценилась очень высоко, так Аббат Гиг писал:
«Книги мы должны создавать и хранить как вечную пищу души, и то слово, которого не можем проповедовать устами, проповедуем рукою. Каждая переписанная нами книга – новый глашатай истины, и мы описываем их, в надежде воздаяния за всех, кто через них удержан будет от заблуждения или укреплён в правде».
А сами монахи-переписчики, утомлённые, но гордые своим трудом иногда оставляли такие строки: «Если пловец веселится, измученный странствием долгим, / Только завидит вдали берег, желанный давно, / Сколь возликует в душе своей книжный писец, утомлённый / Подвигом долгим письма, книги почуяв конец».
При оформлении книги важным было всё - от обложки, украшенной драгоценными металлами, камнями и эмалями, до начертания каждой буквы, особенно заглавных – инициалов.
Тут ценилась и красота почерка переписчика, и расположение текста, и оформление красных строк, и наличие на странице иллюстраций, главное назначение которых заключалось в наглядном пояснении текста.
Постепенно сложилась художественная система в романском изобразительном искусстве, характеризующаяся следующими чертами:
1. Плоскостность (двухмерность) в изображении человеческих фигур;
2. Приём разномасштабности фигур, передающий иерархию изображённых персонажей;
3. Искажение пропорций тела, их деформация, отражающая христианское представление о теле, как «сосуде грехов», «темнице души», то есть, части материального, смертного мира, вторичного по отношению к духовной составляющей;
4. Отсутствие перспективы, которая заменяется делением плоскости на ярусы – чем выше ярус – тем дальше от зрителя изображаемое, или тем ближе оно находится на иерархической лестнице к божественному миру;
5. В рельефах и росписях преобладает статика;
6. Все сюжеты изобразительного искусства носят символический и нравоучительный характер.
Предлагаю посмотреть видео о романском стиле на моем youtube-канале:
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.
Больше о средневековой культуре Западной Европы читайте здесь:
Средневековье. Что скрывает этот термин?
Христианство - кратко о вероучении.
Символ в средневековом христианском искусстве.
На какие периоды принято делить средневековую культуру Европы.
Романская архитектура. Храмы.
Романский стиль. Скульптура и живопись.
Романская архитектура. Рыцари и замки.
Готические соборы - архитектура стремящаяся к Богу.
Готический стиль в скульптуре и живописи.
"Полны чудес сказанья, давно минувших дней..." Средневековый героический эпос.
Кто такие трубадуры, и какие стихи они посвящали Прекрасным Дамам.
Умереть от любви или за любовь. Средневековый рыцарский роман.
Средневековая городская литература.
Ваганты. Кто они и о чём писали?
Средневековая музыка - символика чисел
Средневековая музыка. Григорианский хорал и другие жанры.
Средневековая музыка. Создание нотной записи - великая реформа Гвидо из Ареццо.
Светская музыка средневековой Европы.
Как в Европе родился профессиональный театр, и какие действа в нём разыгрывали.
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.