Минуло католическое Рождество, зажглись елки, и наступили выходные дни. Сперва по европейскому стилю, далее в соответствии с православными канонами и старорусскими обычаями, а потом, у кого останется запал, можно продолжить «торжествовать» по китайскому или вьетнамскому календарю... В России любят праздники, любят повеселиться и на славу отдохнуть! А как отмечали Новый год раньше, как готовились к нему?
В недрах НЭБ я нашла три книги по новогодне-рождественской тематике. Самая старшая из них 1895 года выпуска, младшая – 1938, средняя – 1902 года. Исследование И. Н. Божерянова о том, «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масляницу» (1895) стартует с рассказа о «зимнем солнцеповороте»:
25 декабря было днем великого празднества для большей части древних народов, как начало зимы. Все эти празднества древнего мира объясняются возвращением солнца, которое, взойдя в тропик Козерога, начинает свое восхождение к нашим странам. Поэтому-то 25-ое декабря, как день рождения солнца, праздновалось под различными именами, присвоенными этому светилу. Персы считают в этот день рождение Митры; египтяне – Озириса; греки называли ночь солнцеповорота тройственною ночью и с нее считали рождение Геркулеса; римляне посвящали эту ночь непобедимому солнцу; народы севера называли ее матерью ночей и славили под именем Юле, что значит поворот, возвращение. В этот день христианская церковь празднует рождение Иисуса Христа. (И. Н. Божерянов)
Оказывается, когда-то декабрь месяц у евреев был аж девятым по счету (от апреля), а на Руси четвертым («открывали» год первого сентября). В канун Рождества – Сочельник (24 декабря по старому или 6 января по новому стилю) иудеи благодаря пророчеству Аггея отмечали «хануку» – освещение храма, но уже со второго века 25 число было посвящено в Египте рождению Спасителя. Традиция наряжать новогоднюю елку пришла к нам в дома сравнительно недавно, только в XIX столетии из Германии. Ель олицетворяла собой райское дерево, без которого не могли обойтись ни Адам с Евою, ни змей искуситель.
Ученые долго спорили прежде, чем решили, к какой породе относится древо жизни. Греки думали, что это – смоковница, ведь Адам прикрывал свою наготу фиговыми листьями. В Шампани склонялись к виноградной лозе, а в Европе во всем винили румяные яблочки из-за игры слов. На латинском языке «malum» означает «зло», а «e malo» – «с яблони».
Итак, праздник Рождества чествовался как восстановление рая на земле, […] а яблоня сделалась чудесным символом истории человечества от Адама до Христа. Дерево со змеем давало плоды смерти. Дерево, сравниваемое с крестом, олицетворяло самого Христа, несшего с собой плоды жизни. Но когда время прошло, за неимением «земной яблони» на Рождество в Германии стали считать райским деревом ель – die Tanne, имеющее большое сходство с другим словом древнегерманского языка «der Tann», которое […] означало в средние века «Эдем» или сад, рай.
Святочные гуляния – двенадцать зимних дней «от звезды до воды» – от рождения царя Иудейского до Крещения не были на Руси спокойными: часто случались бесчинства и разбойничьи нападения. Праздничные традиции святок переняли мы, скорее всего, от древних греков. В Византии во времена императора Константина принято было являться ко двору в масках и в «вывороченных на изнанку шубах». В Западной Европе на святках справляли «декабрьские вольности» или «праздник дураков».
Из постановлений парижского богословского факультета о запрещении этого праздника в 1443 г. видно, что в то время священники и клирики, выбрав из своей среды «папу», называли его папою дураков; сами же во время богослужения плясали в уродливых масках, в женских и плутовских одеждах, также львиных кожах; пели неприличные песни, ели на алтарях и бегали по всей церкви. […] Святки на Руси праздновались издревле – доказательством тому служат: «Кормчая книга», «Стоглав», а также пастырские послания, в которых обличаются гадания и суеверия на Святках как языческие обычаи.
«Новолетие» наши предки начинали не как принято сегодня, с января, а с марта (церковный год) и с первого сентября (гражданский). По библейскому преданию, именно в месяце «низане» (марте) Бог создал мир и человека. В сентябре же императору Августу было удобно подбивать итоги и собирать подати. Восточная православная церковь к новому году «приступала» первым осенним днем в память о победе, «одержанной в 312 году Константином Великим над Максентием, жестоким гонителем христиан». Кстати, славяне делили подобно римлянам год на 12 частей и зимний месяц «просинец» (январь) считали временем свадеб.
В 1699 году Петр I в последний раз праздновал с патриархом Андрианом новый год по древнему обычаю, а потом постановил начинать новый год с января месяца. […] и «в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего Генваря с 1-го числа от Рождества Христова 1700 года. […] а в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве, после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, и у домов нарочитых духовного и мирского чина, перед вороты, учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых».
Так постепенно к XVIII столетию в России сформировались современные «зимние» традиции. Рождественский номер журнала «Нива» (1902) по-своему рассказывает о новогодних обычаях и историях. Редакция в основном хлопочет на своих страницах об украшении елки самодельными игрушками и разъясняет родителям, какие подарки желаннее для детей в эти «блаженные дни». Издание напоминает, что раньше существовал порядок милое деревце, которое до поры до времени мирно и скромно росло в перелеске, а потом вдруг попадало в необычный почет и убиралось «звездами, орденами и лентами, словно фельдмаршал», готовить к торжеству в тайне от малышей, а потом неожиданно поражать их воображение. Однако в начале 20-го столетия решили, что сюрприз хорошо, но изготавливать фонарики, корзиночки да снежинки своими руками ребятам нравится больше, а взрослым меньше возни и не так накладно. Поэтому в праздничном выпуске напечатаны подробные инструкции со схемами и рисунками для домашнего творчества.
Сборник для детей дошкольного возраста «Елка» (1938) погрузит читателей в советское время, когда «в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина» в садиках устраивались новогодние мероприятия с дедом Морозом и его внучкой Снегурочкой. В книге приведены примерные программы праздника, песни с нотами и танцами; дан сценарий игры-спектакля для кукольного театра и опубликованы выкройки маскарадных костюмов. Книга не вызовет отторжения у «нынешних» непосед, им будет интересно превратиться в белочку, медвежонка или пушистую лисичку. Дети невольно припомнят любимые сказки, и семейные посиделки вокруг многоцветной, ажурной елки пройдут «на ура». Всем счастливого Рождества и Нового 2021 года!