Окончание рассказа о моей поездке в Черногорию весной 2019 года. Ранее я поведал о первом прилёте в Тиват, прогулках по городу Бар и его окрестностях, о черногорском наркодилерском флоте, о русских мигрантах в Баре и о некоторых их неприятных сторонах, а также о селе Донья-Ластва, населённом в основном хорватами.
...Прогулявшись до Донья-Ластвы, я вернулся в свой хостел под названием "Антон". Вид с балкона хостела на Бока-Которский залив:
Я быстренько поел и пообщался с администратором Сашей, который оформлял моё пребывание здесь. Как я уже говорил, Саша родом из Донбасса, он уехал оттуда вскоре после начала конфликта в 2014 году. В Черногорию его занесло не сразу, но и оставаться надолго Александр, как гражданин Украины, здесь не мог. Дело было 10 мая 2019 года, а в июне Саше однозначно надо было уезжать из республики. В хостеле он жил бесплатно, но и работал на ресепшене тоже бесплатно, это обычная практика для Черногории и вообще для Европы.
Саша зарабатывал какие-то деньги фрилансом, благодаря чему мог себе позволить ходить в качалку в Тивате и ездить по окрестностям на арендованном скутере. По словам Саши, автостоп на черногорском побережье Адриатики довольно хороший, хотя ранее я слышал противоположную информацию - мол, здесь подвозят только за деньги. Александр сообщил, что однажды его с каким-то другом черногорец подвёз до Тивата даже вместе со скутерами, так как машина оказалась с прицепом.
Нашёл в хостеле толстенную книгу эпохи социализма, повествующую о подвигах черногорских партизан-коммунистов в годы Второй мировой войны:
На страницах книги написаны более поздние комментарии, обвиняющие коммунистов в приписывании себе ряда сражений четников с немецкими и итальянскими оккупантами. Дух времени!
Вечером в хостел пришёл хозяин по имени Иван - крупный бородатый черногорец лет 40. Оказалось, что он с Женой Марией живут здесь же, в одной из комнат хостела. Иван очень обрадовался русскому гостю, говорящему по-сербски, и рассказал, что в своё время закончил богословский факультет одного из сербских университетов. Иван спросил, верующий ли я, и после утвердительного ответа сообщил, что в церкви святого Саввы сегодня будет концерт в честь святого Василия Острожского - одного из небесных покровителей Черногории.
Уже ближе к закату я прошёл прогуляться район "Порте Монтенегро" - крутого тиватского пляжа. Но в Баре, если честно, мне побережье больше понравилось.
Раз я в Черногории, то и пиво должно быть черногорским:
Когда уже шёл обратно от побережья к хостелу, то возле храма Святого Саввы действительно увидел концерт какого-то детского хора из Западной Сербии. Народу возле храма было огромное количество, дети пели прекрасно.
Раздавались и песни про Косово, независимость которого Черногория признала 9 октября 2008 года (спустя несколько месяцев после провозглашения независимости), став 49-й страной мира, сделавшей это. Православная церковь остаётся в Черногории главной опорой сербства, единственным общественным институтом с использованием кириллицы и главным препятствием для полноценного ввода Черногории в две дружные семьи - ЕС и нато. Ну, членом Северо-Атлантического альянса Черногория стала ещё в 2017 году, так что уже немного поздно. Но из нато всё-таки выйти легче, чем из Евросоюза (примеры Франции и Греции показательны).
Тиватский храм святого Саввы днём. Строительство церкви началось ещё в 1940 году, и к апрелю 1941-го храм был практически закончен. Но тут началась война, и в ходе итальянских бомбардировок Тивата церковь получила сильные повреждения. Строительство было завершено только после окончания войны, уже в социалистической Югославии - в 1966 году. Впоследствии храм святого Саввы пострадал от землетрясения 1979 года и дважды ремонтировался после этого.
И, конечно, православная церковь - это главная опора просербски настроенной части Черногории. Но, между прочим, просербски настроены (или были настроены) даже многие черногорские бошняки - перед референдумом-2006 была создана партия бошняков, агитировавшая мусульман голосовать за сохранение Черногории в едином государстве с Сербией, чтобы не допустить разделения мусульманского Санджака границей между Сербией и Черногорией, как в итоге и произошло.
События 2019/2020 года в Черногории подтвердили огромное значение Сербской православной церкви в стране. Попытка режима Мило Джукановича отобрать имущество СПЦ привела к массовым акциям протеста, и, уже осенью - к поражению партии Джукановича на парламентских выборах.
Вечером я возвратился в хостел, где ещё пообщался с местным населением - в частности, с бельгийцем Джонни, который тоже работал в "Антоне" как волонтёр. Джонни было лет 35, он переехал на Балканы из-за женщины-сербки, впоследствии расстался с ней, но пока остался жить в Черногории. В отличие от Саши, Джонни хотя бы немного говорил по-сербски, но всё равно очень плохо для нескольких лет жизни в экс-Югославии. И, опять же в отличие от донбассца, Джонни приехал на Балканы не с пустыми руками, а на неплохом минивене. Эту машину он использовал для проведения экскурсий для гостей "Антона", за что получал деньги от хозяина хостела.
Ещё я посмотрел на местную хостельскую живность - кота и кролика. Саша рассказал, что кролик - просто настоящий ёборь-террорист, и периодически трахает кота и ноги постояльцев. Получив наказ держаться от сексапильного кролика подальше, я наконец я пошёл спать.
И вот настало утро 11 мая, день моего вылета из Тивата в Москву через Белград. Вещи были собраны, оставалось только ничего не забыть.
Пешком я дошёл от хостела до аэропорта, приготовил багаж к сдаче (заплатил 7 евро за упаковку багажа), посидел-подумал о жизни... Вот маленький винтокрылый самолёт компании "Эйр Сербия", объявление посадки, взлёт. Как же прекрасна Черногория с высоты 5 тысяч метров!
Спасибо за внимание! Продолжение следует!