Менять общество не так-то просто. Обычно одиночки в этом деле терпят почти полное поражение. Но все же пытаются.
Вспомним, как пытался вести себя Жан Вальжан, раскаявшийся каторжник из романа Виктора Гюго "Отверженные" (1862).
Осторожно, спойлеры для тех, кто не знаком с сюжетом!
Оптимизация и милосердие
Во время пребывания на каторге Вальжан познакомился с дешевым и простым способом изготовления бижутерии - украшений из черного стекляруса. Кроме своего личного покаяния, Вальжан надеялся изменить жизнь бедняков Монрейля Приморского, где он начал жизнь с нуля под именем дядюшки Мадлена. Производство украшений, которое он оптимизировал, позволило многим людям получить работу. Кроме того, герой занимался благотворительностью.
Вальжан-Мадлен призывал работников вести честную жизнь. Но подчиненные - в том числе промежуточное звено управления - не вполне понимали и не разделяли его систему ценностей. Это трагическое недопонимание однажды явно предстало перед глазами Вальжана в истории Фантины - женщины, которую по недоразумению уволили с его фабрики. Это заставило героя задуматься о том, как отзываются в павшем мире его благодеяния.
Вскоре месье Мадлену пришлось столкнуться с выбором: открыть свою настоящую личность, чтобы спасти человека, которого принимают за Жана Вальжана, или не выдавать себя. При этом он был убежден (и оказался прав): если он оставит свое дело, люди, которые находили в нем опору, окажутся без покровительства.
Эти муки выбора - настолько важный и убедительный фрагмент книги, что даже в мюзикле по мотивам "Отверженных" размышлениям Вальжана посвящен один из лучших моментов ("Who am I?"). Пожалуй, это и самая красивая мелодия мюзикла.
Как мы знаем, далее Вальжан раскрыл свою личность, но чудом сумел уйти от преследования.
"Знай себя, и довольно с тебя"
После этого Жан Вальжан окончательно утвердился в необходимости ограничить свою деятельность ближайшим кругом - воспитанием Козетты, дочери Фантины (он считал это дело своим долгом) и делами милосердия, которые сами возникали на его жизненном пути. Выбор Вальжана был обусловлен как внешними условиями (необходимостью скрыться от преследования), так и внутренним решением - сосредоточиться на своей душе.
Несомненно, таков выбор большинства людей. И это нормально.
Но и неудача Вальжана на общественном поприще не отменяет правоты самого посыла. Идея Вальжана с исправлением общества через привлечение к посильному труду, взаимную поддержку и милосердие - в целом правильна. И порой даже достигает успеха. Другое дело, что человек, а вместе с ним - и тварный мир, так искажены злом, что рано или поздно в эти попытки вклинивается порча. Что не отменяет необходимости таких попыток. Об этом, в частности, и другой наш материал.
Известные акции, например, #щедрый вторник , показывают, что в обществе есть запрос на перемены к лучшему. Но сколько в нем реального милосердия и терпения к слабостям ближних? Посидишь в Интернете - кажется порой, что живешь в немилосердном преддверии ада.
Вальжан столкнулся с тем, что его благие намерения не всегда приводят к хорошим результатам. После его вынужденного бегства дело его заглохло. Но он хотя бы попытался.
П.С. Название этой статьи навеяно статьей в одном интернет-издании, посвященной случаю, когда известная женщина из сферы благотворительности решила показать всем, что даже самый тяжелый инвалид может не быть исключенным из жизни общества. Намеренно, напоказ, сознавая, что у кого-то это даже вызовет отторжение. Но по сути она права: мы не можем отказывать людям с ограниченными возможностями в посильном участии в жизни общества. И даже если кто-то не согласен с методами, которые героиня статьи использовала для иллюстрации своей идеи, многие признают ее правоту и необходимость привлечь внимание к проблеме. Она хотя бы попыталась.