— Папа, я не могу решить задачу! — возмущается дочка третьеклассница.
— А ты хоть пыталась? — спрашиваю я — наверняка ведь в классе решали что-то подобное.
— Нет, мы такого не проходили!
Всё может быть, — думаю я, — с этой удалёнкой прошлой весной и осенними каникулами в три недели вместо одной, вполне могли пропустить некоторые темы. Даже таблицу умножения ещё не твёрдо знают. И это в третьем то классе! Вот в наше время...
Ладно, не буду кряхтеть раньше времени. Что тут у нас?
Пусть количество двухколёсных велосипедов будет X, а количество трёхколёсных — Y, получаем два уравнения с двумя неизвестными:
X + Y = 20
2X + 3Y = 55
А раз количество уравнений не меньше, чем количество неизвестных, то эту систему уравнений можно решить (объяснение для дочки).
Х = 20 - Y
40 - 2Y + 3Y = 55 => Y = 15
Таким образом двухколёсных велосипедов в садике 5, а остальные с тремя колёсами. Так-то ребёнок!
Но дочка смотрит недоверчиво, — папа, какие ещё системы уравнений?
А ведь действительно, — подумал я, — какие системы? Ведь третий класс же! Погуглил — точно, системы уравнений проходят позже, классе в 7-м. А как же тогда решать по другому?
Может в учебнике что-то есть? Но это не учебник, это "Математика, рабочая тетрадь, 3 класс, Ч1. Дорофеев Г.В."
Ещё есть "Математика, 3 класс, Петерсон Л.Г.", но это тоже не учебник, а такой же решебник, как "Дорофеев", хоть и называется "учебное пособие". А где же нормальный учебник с определениями, с чёткими правилами?
Оказалось, что его нет. Вернее учебник есть, но в школе и выдают его ученикам только на уроках. Какие-то прям секретные знания!
Дочка моё решение побоялась писать, написала только ответ, за что ей, ожидаемо, снизили оценку. А может она не поняла моего объяснения?
И вскоре опять: "Папа, я не могу решить задачу!"
Во дворе бегают куры и поросята, у всех вместе 20 голов и 52 ноги. Сколько кур и сколько поросят?
— А тебе ничего это не напоминает?
— Похоже на велосипеды...
— Ну да, система уравнений. Только запиши решение на этот раз!
Надо отдать должное, учительница оценила этот способ. Но мне стало интересно, а как, всё-таки, в третьем классе предлагается решать такие задачи? И вот, что она мне ответила:
Методом подбора. Пусть все будут двуногие, тогда:
1) 20*2 = 40 2) 52 - 40 = 12 3) 12:2 = 6
Ответ: 6 поросят, так как у них 4 ноги. И 14, соответственно, кур.
Способ учительницы оказался покороче и, вроде бы, даже, попроще. Но дочка сказала, что ей больше нравится мой способ, так как он понятней. Может быть просто хотела меня утешить 🤔
Ещё по теме школы:
За что детям снижают оценки в школе?
Нерешаемая задачка по математике для второго класса
Ребёнок спрашивает — американцы на Луне были или нет?