Наконец-то ученые сказали свое веское слово в том, какие же качества супругов являются определяющими для крепкой семьи.
Работу провели ученые Рочестерского университета в США. Они подвергли статистическому анализу результаты почти 200 различных исследований в этой области с охватом около 45 тыс. человек. То есть выборка достаточно представительна, и результатам анализа можно доверять.
Оказалось, что наибольшее влияние на прочность семьи и гармоничность семейных отношений оказывают такие черты личности как внимательность и эмоциональная гибкость супругов.
Простыми словами: супругам надо быть открытыми друг другу, поддерживать друг друга в радости и горе. Не просто делиться переживаниями, особенно в кризисных ситуациях, а стараться понять другого, по-настоящему сопереживать ему. Так, чтобы он чувствовал, что не один, что рядом есть родная душа, которой не безразличны его эмоции.
Причем речь идет не только о чем-то плохом, что случилось. Но и о радостных событиях.
Этому трудно возразить. В общем-то, можно было и не проводить такое сложное исследование, чтобы сформулировать истину, которую мы все и так прекрасно знаем. А именно - если супруги способны и готовы понимать друг друга и сопереживать, у них все в порядке.
Проблема, как всегда, не в том, что не знаем, почему что-то происходит. А в том, что с ситуацией делать.
Особенно в трудном положении оказываются мужчины. Это происходит по нескольким причинам:
- Эмоции “придавлены” воспитанием (“мальчики не плачут” и проч.)
- Мужчина так устроен, что ему надо решать задачу , а не носом хлюпать. Поэтому ему сложно искренне сопереживать, если у жены что-то случилось. Он же защитник, ему нужно ее защищать, с проблемой разбираться, а не выслушивать длинный рассказ, да еще прерываемый слезами.
С радостными событиями тоже не все так просто. Например, жене повысили зарплату, и теперь она будет получать почти столько же, что и муж. А может даже больше. Для семьи событие радостное? Конечно. Денег прибавится, а с ними и возможностей.
А для мужа это событие тоже радостное? Не факт. Реакции могут быть совершенно разные.
Вариант 1. Кто-то обрадуется, что жена такая молодец. И что теперь они могут поехать в отпуск куда давно хотели, но денег не было. Он ее похвалит, скажет, какая она умница и как ему с ней повезло. И они тут же начнут строить планы.
Вариант 2. Кто-то порадуется за жену, будет еще больше гордиться ею. Но воспримет эту новость как вызов - “Ну что ж, мне теперь надо поднапрячься, чтобы приносить домой больше, чем жена”.
Вариант 3. Кто-то, вымученно улыбнувшись на новость жены, загрустит о том, что его положение добытчика стало не совсем очевидным. Надо вроде что-то делать, как-то исправлять ситуацию. Но ведь не хочется, ой как не хочется.
Вариант 4. А кто-то даже не улыбнется, а наоборот, на несколько дней перестанет с женой разговаривать от обиды. Как будто она в чем-то виновата. Такие тоже есть.
То есть безусловно радостное событие может неожиданно для жены обернуться проблемами, которые непонятно откуда взялись.
Вот и получается:
- В горе мужчина не может сопереживать, так как не умеет и потому что должен жену защищать, а не слезы вытирать
- В радости может вместе искренне радоваться далеко не всегда - только если эта радость не затрагивает его гордыню
Что же делать мужчине? Как обрести ту самую эмоциональную гибкость, о которой говорят ученые?
Да очень просто:
- Мужчине лучше понять, в чем, собственно, проблема, и работать над собой, над своей эмоциональностью и умением сопереживать. То есть умением любить не только себя.
- Смирить свою гордыню, желание быть лучше жены.
- Посмотреть критически на свои стереотипы того, как должна быть устроена семья. Может, они не из этой жизни и просто устарели?
- Взглянуть на жену другими глазами - как на равноправного партнера. Даже если она иногда (а то и часто) ведет себя не совсем адекватно с мужской точки зрения.
Если статья пробудила интересную мысль - поделитесь ей. И поставьте, пожалуйста, лайк.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Результаты исследования опубликованы в Journal of Contextual Behavioral Science.