Анатолий Эфрос ( 1925 – 1987 ) – гениальный советский режиссер. Ставил не только спектакли, но и кинофильмы, не только в СССР, но и в странах Запада и Востока. И все это в советское время!
История его раннего ухода окутана туманом. Слов написано так много, что причина за ними невидна. У меня давно сложилось впечатление, что коллеги приложили к гибели ( я бы употребил именно это слово) режиссера немало сил и времени.
Кстати, в театре на Таганке он поставил "Вишневый сад" с Высоцким в роли Лопахина. Тогда Эфрос подменял другого гения - Юрия Любимова, уехавшего ставить оперу в Милан, в театр Ла Скала. На дворе стоял 1975 год. Запомните этот факт потому, что на Таганку мы еще вернемся, но в другом посте.
Но главной сценической площадкой для Эфроса был театр на Малой Бронной. Там он поставил знаменитую "Женитьбу", " Три сестры", "Дон Жуан", "Брат Алеша". Карьера в этом театре началась в 1967 , закончилась в 1984, когда актеры, вместе с директором театра Коганом выставили Эфроса и главрежа театра Дунаева за дверь.
Как? За что? Новый директор, по фамилии Коган, очень хотел стать единоличным лидером. Стал. Операция была проведена иезуитски.
В любом театре труппа делится на 3 части:
- занятые всегда
- занятые 50/50
- не занятые
Так было, есть и будет! С этим бесполезно бороться. Примите это как ЗАКОН.
Сначала на Дунаева и Эфроса натравили третью группу, затем вторую. А потом в бой пошли одни старики - Лева Дуров и Леня Броневой, с добавление звезд калибром поменьше. Дурову была обещана режиссура в театре, Броневому - еще более звездные роли.
Перейду к цитированию музы Эфроса, актрисы театра Ольги Яковлевой: "Эфрос, стиснув зубы, заканчивает работу над «Директором театра» — с теми самыми исполнителями, которые ходили по инстанциям, требуя убрать именно Дунаева и Эфроса, а оставить Когана. Один из актеров, который незадолго до этого счастлив был читать в Белграде и Скопле отрывки из книг Эфроса, на репетиции, в ответ на просьбу Анатолия Васильевича говорить погромче, позволяет себе ответить со сцены: «Я вам не Карузо!»
Далее. Парторг театра по фамилии Лакирев не дает разрешения Анатолию Эфросу на поездку в Швецию с формулировкой: «Не принимает участия в общественной жизни театра». А ведь Лакирев был учеником Эфроса. Он сам это и признавал и говорил. Представляете? Эфросу нужно было лететь на симпозиум по Станиславскому, а не глинтвейн пить.
На сдаче «Наполеона» другой ученик, подойдя к молоденькой инспекторше управления культуры г.Москвы, шепнул: вы, мол, смотрите повнимательней, в «Наполеоне» есть крамольные намеки насчет Польши, и это может быть опасно, опасно. Тогда в Польше во всю гремел профсоюз “Солидарность” во главе с Лехом Валенсой. ( Это я напоминаю молодым своим читателям, которые могут не знать специфики исторического момента). Но в актерском намеке был политический донос. Инспекторша, кстати, оказалась порядочной - сама рассказала Анатолию Васильевичу об этом ученике.
Еще один занятный момент. Кабинет Эфроса был рядом с парткомом, и оттуда доносилось — то «жидовская морда», то «пусть убирается в свой Израиль». Чувствуете пикантность ситуации в театре, где директором был некий Коган и где слово ‘парторг” было синонимом слова ‘интернационалист”. Эфросу приходилось невольно слышать эти пассажи из-за двери.
Вот тогда Эфрос не выдержал и сказал:
- Все, надо уходить. Если ученик может позволить себе такое, то теперь — только нож в спину.
И ушёл. Потом была Таганка.
Кто из моих читателей был в театре на Малой Бронной? А может, даже, помнит Эфроса?
Ну уж артистов Броневого и Льва Дурова вы должны знать. У обоих ведь безупречная репутация. Ее создали СМИ, а они у нас.... Не забывайте об этом.
Не создавайте себе кумиров, товарищи. Вот к чему я.
P.S. Кстати, вдова режиссера - театральный критик Наталья Крымова - настояла, что бы не было прощание никого из театра на Малой Бронной.
Статьи по теме: