Приветствую всех любителей ужасов! В сегодняшней статье мы посмотрим на фильм ужасов "Песнь дьявола" или, как оно звучит в оригинале, "The dark song" 2016 года выпуска.
О фильме:
Камерный фильм ирландского происхождения, события которого происходят в огромном старом особняке за городом, где-то в глуши, не считая начальную сцену встречи наших героев на какой-то заправке и недолгий путь на машине до места.
Собственно, камерность обуславливает в сюжете наличие всего двух главных действующих актёров, хотя в команде на фильмопоиске числится аж 19 человек. Но это объясняется тем, что большая часть неключевого состава отыграло демонов всяких, да монстряков.
По жанру кино позиционируется как фильм ужасов. Но соль кроется в начинке. Это вам не всякие откровенно надоевшие уже "запрокльятья" с их скримерами, да вывозящими основной сценарий образами демонов и духов (безусловно, фильмы эти из лучших представителей жанра, небессюжетны, с наличием не всегда разумно поступающих героев, но акцент ставится на применении скримеров, как основного фактора страха, чем на нагнетании мощи к тем самым чудовищам, от чего финальные сцены победы героев кажутся ну крайне натянутыми).
Ужас. Построенный на саспенсе ужас, мастерски играющий на ваших нервах. Холодящий душу. Чего ещё желать в 2016 году, где рынок пресыщен типовыми, словно под копирку, Байбай\кэнди\бугимэнами?
Всё это была прелюдия и краткий экскурс в составляющую фильма. Перейдём к сюжету.
Сюжет:
Сюжет повествует нам о женщине Софии, к слову, фамилию которой я не услышал. Около трёх лет назад она потеряла сына. Впоследствии мы узнаём, что он был убит. Убит подростками. А подростки ещё и культисты. Полный винегрет. Но благо, вся эта информация на самом деле будет даваться нам порционно.
София находит практикующего оккультные ритуалы кабала по имени Йозеф с фамилией (или прозвищем) Соломон. Начальные сцены нам показывают первые столкновения характеров главных героев. Женщина пытается уговорить колдуна помочь провести ритуал, с помощью которого она сможет поговорить со своим сыном. Соломон крайне тяжело соглашается на всё это мероприятие, и то потому, что он попросил в награду 85000 долларов денег, которые у Софии нашлись, внезапно.
Далее они едут в особняк, арендованный безутешной (больше не)матерью. Следуют последние вялые попытки кабала отговорить мать от этой затеи, но та давать заднюю не стремится, несмотря на то, что Йозеф предупреждает её, что ритуал может длиться полгода при самых благоприятных обстоятельствах, а может и дольше. Всё. Сюжет пошёл, далее только нюансы и краткие события. Но их мы по чуть-чуть затронем позже.
Персонажи:
Одинокая, в прошлом мать, девушка София и не менее одинокий, познающий мир кабал Йозеф Соломон.
Главные герои вступают в условный конфликт ещё в открывающих сценах. У одного персонажа, Софии, есть цель - достигнуть с помощью "ритуала" возможности поговорить с сыном. У другого, Йозефа, всеми силами избежать столь сомнительного заказа, потому что, чует сердце, с этой мадам ничего хорошего у него не выйдет.
Персонажи с самого начала крайне разные. София более амбициозна, активна и целеустремлена, но в то же время в конфликтах выступает с пассивной стороны, быстро сдаёт свою позицию и принимает противоположную сторону. Йозеф пассивен, спокоен и размерен, но в столкновении характеров показывает свою вторую, более агрессивную, напористую часть себя - "Если ты хочешь добиться успеха - делай, что тебе говорят."
Глубокие мысли фильма:
В этом весь цимес: две абсолютно разные по натуре, характеру, полу стороны оказываются вместе в ограниченном пространстве, на продолжительное время, в жестоких условиях "ритуала".
Вообще, если абстрагироваться от ритуала как такового, сам по себе фильм повествует как раз-таки о людях, что его проводят. Ритуал - как дымовая завеса, лишь прикрывает всю начинку, содержание.
Если перечитаете последний абзац о персонажах, невольно всплывёт классическая формулировка об Инь-и-Янь. Действительно. Каждый персонаж со своими характерами, полностью противоположные, в конфликтах ведут себя ровно наоборот. И на протяжении всего фильма они превосходно дополняют друг друга. Словно чёрное с белым. И на протяжении того полугода, что они вместе, они меняются. Узнают друг друга, сталкиваются, растут. Обманывают, признаются, радуются, ругаются. Но в каждой сцене дополняя друг друга. Самая прекрасная психодрама.
Но также неописуемые чувства вызывает наблюдение за ростом персонажей. Следить на протяжении экранного времени за Софией крайне интересно. Она меняется. Не сразу, не через полчаса, не через час. Но на протяжении всей истории к концу от той героини, что мы видели в начале, не остаётся и следа.
Чем пугает:
Столько было рассказано о фильме, о персонажах, каких-то мыслях и смыслах.
А в чём, собственно, страх? Так страх перед неизведанным. Страх друг перед другом. Страх успеха. Провала. Софии есть, что скрывать от Йозефа. Это её правда, истинная причина, зачем ей нужен ритуал. Йозефу страшно куда глубже, космически, непонятно для нас. Ведь почему он отказывался и отговаривал девушку от всего мероприятия? Потому что он знает, чем грозят нарушения правил. Которых не избежать.
И это всё? Нет. Ужас есть ужас. Какой хоррор и с мистикой без демонов и чудовищ? Они здесь есть. Но их не так много. Не они герои этого фильма, не на них зацикливается наше внимание. Это словно листики петрушки, которые искусный шеф-повар кладёт с краю тарелки перед подачей всего блюда гостю. Но не обходится без сцен, которые действительно бросают нас в дрожь. Холодят затылок лишь осознанием, что может скрываться за дверью...
Может, кто-нибудь помнит в экранизации "кладбища домашних животных" Стивена Кинга сцену, где маленький мальчик, уже вернувшийся из "того" мира, зовёт свою маму? Жутко? Безусловно. Особенно для родителей, которые имеют полное представление о метаниях и душевных терзаниях тех героев, что потеряли своё дитя.
А теперь представьте эту сцену снова. Только сына героини на этот раз не видно. Мы лишь видим её, женщину, потерявшую своего ребёнка. А за дверью голос сына. И он зовёт, просит впустить. Разумом она понимает, что ритуал ещё не закончен, что это не он, да и Йозеф помогает образумиться. Но сердце хочет верить.
Итог:
Когда я в своё время впервые посмотрел этот фильм, я был действительно поражён. Поскольку я довольно искушённый любитель ужасов, этот фильм не напугал меня до чёртиков, но заставил задуматься. Задуматься крепко.
Я постарался передать некоторые ключевые аспекты своих мыслей в каждом блоке, давая им отдельные пояснения во всём объёме. Но вынужден признать, что, чтобы истинно передать все ощущения, все мысли и идеи фильма, не хватит и десяти страниц чистого текста.
Притом, что я не упомянул о многих важных вещах, как, например, о том, как создаётся та атмосфера гнетущего ужаса: те декорации, музыка, что сопровождает нас весь хронометраж, порой деревянная, но и столь живая и дополняющая друг друга игра актёров.
Кто-то может посмеяться над дизайном монстров или над ещё более глупым видом ангела. Кто-то может жаловаться на долгую раскачку и монотонность фильма, притом, что идёт он всего чуть более полутора часа. Но хочу лишь сказать, что фильм был снят дебютом за копейки и за 20 дней. Но результат запал мне и, думаю, многим в душу на годы.
На этом моё мнение кончилось. Сомневайтесь.