Найти тему
MAD TOSBY

«Человеческий голос» Педро Альмодовара

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Мэтр Пед­ро Аль­мо­довар и его се­мей­ная ки­ноком­па­ния El Deseo сно­ва ра­ду­ют сво­их пок­лонни­ков но­вым филь­мом, ко­торый се­год­ня вы­шел в рос­сий­ский про­кат. «Че­лове­чес­кий го­лос» — это ко­рот­ко­мет­ражное ки­но про­дол­жи­тель­ностью в трид­цать ши­кар­ных ми­нут с об­ла­датель­ни­цей «Ос­ка­ра» и мно­гих дру­гих наг­рад, ак­три­сой Тиль­дой Су­ин­тон. Чем не от­личный ма­тери­ал для ки­ног­ла­за MAD TOSBY! Смот­ре­ла и прис­матри­валась, а те­перь де­лит­ся сво­ими рас­сужде­ни­ями Нел­ли Ку­раше­ва

Че­тыре го­да он при­ходил к ней, и они бы­ли счас­тли­вы. А три дня на­зад ска­зал, что боль­ше не при­дёт. Ему толь­ко ос­та­лось заб­рать у неё свои ве­щи. И Жен­щи­на (Тиль­да Су­ин­тон) соб­ра­ла его ве­щи в че­мода­ны и три дня жда­ла, ког­да он при­дёт — ей нель­зя про­пус­тить его при­ход. Но он не при­шёл. Тог­да она пош­ла в ма­газин и ку­пила то­пор. Мо­жет быть, она бы уби­ла его, ес­ли бы он при­шёл. Но он не при­шёл, и она по­пыта­лась убить то­пором его кос­тюм. Это не при­нес­ло об­легче­ния, и тог­да она вы­пила 13 таб­ле­ток и лег­ла ря­дом с кос­тю­мом. И на чет­вёртый день он поз­во­нил, но она не прос­ну­лась. Нет, она не умер­ла, по­тому что точ­но зна­ет, сколь­ко таб­ле­ток мож­но вы­пить. Её бу­дит со­бака, и соб­равшись, она ему пе­рез­ва­нива­ет. Этот те­лефон­ный раз­го­вор прод­лится до кон­ца филь­ма и по­может Жен­щи­не при­нять опыт рас­ста­вания.

Квар­ти­ра, в ко­торой жи­вёт ге­ро­иня и про­ходит поч­ти всё вре­мя филь­ма, — это нас­то­ящее прос­транс­тво Аль­мо­дова­ра с крас­ным, си­ним и зе­лёным цве­тами, на­сыщен­ным ин­терь­ером, яр­ким ди­зай­ном. В ка­кой-то мо­мент ка­мера от­да­ля­ет­ся, и вид­но, что квар­ти­ра — это де­кора­ция, пос­тро­ен­ная в па­виль­оне. И ге­ро­иня с этим па­виль­оном вза­имо­дей­ству­ет, вы­ходя в не­го из квар­ти­ры. Так Пед­ро Аль­мо­довар сов­ме­ща­ет в «Че­лове­чес­ком го­лосе» (2020) ки­нема­тог­раф и те­атр. Ос­новны­ми эле­мен­та­ми филь­ма, как го­ворит сам ре­жис­сёр, яв­ля­ют­ся ак­тёр­ская иг­ра Тиль­ды Су­ин­тон и текст — имен­но они уп­равля­ют филь­мом. И это очень те­ат­раль­ная ос­но­ва. Но на ней, как на фун­да­мен­те, ле­жит ки­нема­тог­ра­фичес­кий пласт филь­ма: до ме­лочей раз­ра­ботан­ный ин­терь­ер квар­ти­ры, ви­зу­аль­ный об­раз ге­ро­ини, дви­жение ка­меры, пе­реме­щение в раз­ных прос­транс­твах, вре­мен­ной мон­таж, круп­ные пла­ны и, в кон­це кон­цов, со­бака! Со­бака — пер­со­наж, ко­торый зак­репля­ет в этом филь­ме ки­нема­тог­ра­фичес­кую сос­тавля­ющую. И на са­мом де­ле, Пед­ро Аль­мо­довар се­бе не из­ме­ня­ет, он ки­норе­жис­сёр и сни­ма­ет имен­но ки­но, в ко­торое вне­зап­но и ог­лу­шитель­но по­чему-то втор­га­ет­ся те­атр, но ког­да ге­ро­иня отыг­ры­ва­ет свою роль, она из­бавля­ет­ся от де­кора­ций (из­бавля­ет­ся ме­тодом, ко­торый по­казать в те­ат­ре не­воз­можно) и вы­рыва­ет­ся в «ре­аль­ный» мир, воз­можный толь­ко в ки­нема­тог­ра­фе, в ко­тором она сно­ва смо­жет жить. Но нет, не по­думай­те, что «Че­лове­чес­кий го­лос» — это реф­лексия Пед­ро Аль­мо­дова­ра о те­ории этих двух ис­кусств, нет. Этот эк­спе­римент соз­дан для то­го, что­бы на чувс­твен­ном уров­не тран­сли­ровать зри­телю сос­то­яние ге­ро­ини. Сос­то­яние зам­кну­тос­ти прос­транс­тва, кла­ус­тро­фобии, пе­ред её гла­зами не прос­транс­тво ми­ра, а сте­на. Ге­ро­иня к то­му же по про­фес­сии ак­три­са, и вот сей­час она чувс­тву­ет се­бя так, слов­но по­пала в спек­такль, ко­торый обя­затель­но дол­жна отыг­рать до кон­ца, сос­то­яние та­кое, слов­но это не её жизнь, ну прос­то не мо­жет быть её жизнью, и на­писа­но всё это тем, кто на дру­гом кон­це про­вода, кто не ос­та­вил ей вы­бора. Но ей нуж­но най­ти вы­ход, ина­че толь­ко смерть. По­это­му раз­го­вор по те­лефо­ну с воз­люблен­ным, ко­торо­го зри­тель не ви­дит и не слы­шит, — это на са­мом де­ле раз­го­вор с са­мой со­бой, она са­ма по­мога­ет се­бе, вы­тал­ки­ва­ет се­бя, то­нущую, на по­вер­хность.

Фото / съёмочная площадка ©️ Вольга
Фото / съёмочная площадка ©️ Вольга

«Че­лове­чес­кий го­лос» Пед­ро Аль­мо­дова­ра — это дра­ма с жан­ро­выми эле­мен­та­ми трил­ле­ра, ко­торая дер­жит зри­теля в том са­мом тре­вож­ном ожи­дании, поч­ти иде­аль­но соз­данный сас­пенс. Что­бы пе­редать сос­то­яние ге­ро­ини, ещё пе­ред тит­ра­ми ре­жис­сёр да­ёт сце­ну, в ко­торой ге­ро­иня в съ­ёмоч­ном па­виль­оне, но по­чему-то од­на, и она по­каза­на сквозь по­ли­эти­лен, и оде­та в стран­ные, не­сов­ре­мен­ные кос­тю­мы, страсть и тра­гедия пе­реда­ны че­рез крас­ный и чёр­ный цве­та, и дви­га­ет­ся она как-то не­лепо и ме­хани­чес­ки —ре­жис­сёр го­ворит об этих кад­рах, что ге­ро­иня слов­но сло­ман­ный ма­никен, ко­торый ни­кому не ну­жен и бро­шен где-то в па­виль­оне. Жизнь про­ис­хо­дит ме­хани­чес­ки, ус­ловно, ку­коль­но и душ­но, за пе­реде­лами её квар­ти­ры пус­той и тём­ный па­виль­он. А даль­ше тит­ры, пос­ле ко­торых ге­ро­иня по­купа­ет то­пор. И вот так для зри­теля на­чина­ет­ся ки­но: оче­вид­но, что ге­ро­ине как-то силь­но пло­хо, и она идёт по­купать то­пор. Поп­ро­буй­те воз­ра­зить, что это не трил­лер. И даль­ше тре­вога поч­ти не ос­ла­бева­ет, а куль­ми­нация при­ходит­ся на пос­леднюю ми­нуту филь­ма.

Фильм «Че­лове­чес­кий го­лос» снят по мо­тивам од­но­имён­ной пь­есы Жа­на Кок­то, но ре­жис­сёр под­чёрки­ва­ет, что это не эк­ра­низа­ция пь­есы, а воль­ная ва­ри­ация, рас­сужде­ние на те­му, за­дан­ную Жа­ном Кок­то. Ге­ро­иня Пед­ро Ал­мо­дова­ра уже дру­гая, по­тому что сей­час дру­гое вре­мя, и жен­щи­ны ста­ли силь­нее. Ге­ро­иня Аль­мо­дова­ра не прос­то силь­ная и ум­ная, она силь­нее и ум­нее сво­его муж­чи­ны, ко­торых пос­ле че­тырёх лет люб­ви бро­сил её по те­лефо­ну и да­же (спой­лер!) за че­мода­нами сам не хо­чет при­ходить. Из сос­то­яния те­ат­раль­нос­ти, ме­хани­зации и сло­ман­ности собс­твен­ной жиз­ни, собс­твен­ной ре­аль­нос­ти Жен­щи­ну вы­водит че­лове­чес­кий го­лос, он, как ни­точ­ка, свя­зыва­ет её с но­вым ми­ром и тя­нет её к вы­ходу. И ка­залось бы, что этот го­лос при­над­ле­жит её воз­люблен­но­му. Но нет, на са­мом де­ле «че­лове­чес­кий го­лос» — это го­лос ге­ро­ини. Её муж­чи­на слиш­ком слаб, он не прос­то её раз­лю­бил, он не на­шёл в се­бе си­лы и не ока­зал­ся спо­собен по­мочь ей вый­ти из этих ба­наль­ных для жиз­ни об­сто­ятель­ств, ко­торые од­нажды про­ис­хо­дили прак­ти­чес­ки со все­ми и в ко­торых она не дол­жна бы­ла ос­та­вать­ся од­на. По­это­му она са­ма взя­ла на се­бя этот текст, вы­яс­ни­ла от­но­шения не с ним, а с са­мой со­бой, прой­дя все не­об­хо­димые ей ста­дии рас­ста­вания.

И сам Пед­ро Аль­мо­довар в этом филь­ме не под­во­дит сво­их фа­натов. Это уди­витель­ная спо­соб­ность: быть дру­гим и при этом ос­та­вать­ся са­мим со­бой. Пед­ро Аль­ма­довар впер­вые сни­ма­ет фильм на ан­глий­ском язы­ке, впер­вые ра­бота­ет с ак­три­сой Тиль­дой Су­ин­тон, до­бав­ля­ет в фильм те­атр, сни­ма­ет од­но­го ак­тё­ра. Но не­воз­можно не уз­нать ви­зу­аль­ный стиль и вкус ав­то­ра: по­мимо при­выч­ных ин­терь­еров, кос­тю­мов и цве­тов, в этом филь­ме есть, нап­ри­мер, не­веро­ят­но кра­сивый по­жар, ког­да за тем, как раз­ли­ва­ет­ся пла­мя, хо­чет­ся наб­лю­дать бес­ко­неч­но. Аль­мо­довар тон­ко, жиз­ненно из­ла­га­ет сю­жет. И вспом­ним опять про со­баку. Го­воря об этом филь­ме, про неё ни в ко­ем слу­чае нель­зя за­бывать. Во-пер­вых, она не­веро­ят­но хо­роша (в ин­тервью Аль­мо­довар рас­ска­зыва­ет, что на съ­ём­ках хо­зя­ин со­баки го­ворил ей: «Ло­жись и грус­ти!», и со­бака ло­жилась и на­чина­ла грус­тить)! А во-вто­рых, та­кой стран­ный пер­со­наж для дра­мы, как со­бака, у Пед­ро Аль­мо­дова­ра ста­новит­ся эле­мен­том сен­ти­мен­таль­нос­ти и тра­гедии. Со­бака как буд­то бы та часть ге­ро­ини, ко­торую она не мо­жет се­бе поз­во­лить про­явить. У зри­теля не дол­жно быть чувс­тва жа­лос­ти к ге­ро­ине, а вот со­баку, ко­торую то­же бро­сили и ко­торая ищет хо­зя­ина по всем уг­лам, об­ню­хива­ет его че­мода­ны и кос­тюм — не­воз­можно не по­жалеть. А ког­да в сво­ём мо­ноло­ге ге­ро­иня по те­лефо­ну про­сит муж­чи­ну заб­рать со­баку, по­тому что со­бака без не­го не мо­жет (а на са­мом де­ле, ко­неч­но же, го­ворит про се­бя) — сен­ти­мен­таль­ность и тра­гизм на­чина­ют заш­ка­ливать, как в из­люблен­ном Аль­мо­дова­ром жан­ре ме­лод­ра­мы.

Фото / съёмочная площадка ©️ Вольга
Фото / съёмочная площадка ©️ Вольга

Час­то, ког­да ду­ма­ешь про ки­но, воз­ни­ка­ет мысль, что за два ча­са про­ис­хо­дит це­лая жизнь. Но фильм «Че­лове­чес­кий го­лос» не та­кой. В нём за трид­цать ми­нут про­ис­хо­дит сов­сем не­боль­шая ис­то­рия, воз­можно, прос­то один миг пе­режи­вания и пре­одо­ления дра­мати­чес­ко­го опы­та рас­ста­вания, ко­торое для ге­ро­ини ста­ло це­ной че­тырёх лет счастья. Зри­тель по­пада­ет в жизнь ге­ро­ини в кон­це треть­его дня, это бы­ли «три дня хо­лода», и она за­мер­ла, зас­ты­ла в ожи­дании, бес­по­мощ­ности, ужа­се. А на чет­вёртый день наш­ла спо­соб это пре­одо­леть и жить даль­ше. Ну что тут ска­жешь, та­ковы Жен­щи­ны Пед­ро Аль­мо­дова­ра.

«Че­лове­чес­кий го­лос» — это трид­цать ми­нут ки­нема­тог­ра­фа, ак­тёр­ской иг­ры, пе­режи­вания опы­та и ви­зу­аль­но­го вос­торга. Впро­чем, ес­ли уж мы го­ворим про ки­но, то всег­да луч­ше один раз уви­деть, чем сто раз ус­лы­шать. По­это­му как всег­да — я при­зываю на­шего чи­тате­ля пос­мотреть это ки­но имен­но в ки­ноте­ат­ре и сно­ва и сно­ва пов­то­рюсь, что смот­реть ки­но луч­ше на язы­ке ори­гина­ла — в «Че­лове­чес­ком го­лосе» это осо­бен­но важ­но.

16+ «Че­лове­чес­кий го­лос» (2020): в про­кате с 3 де­каб­ря.