В прошлом году городские власти решили навести порядок на фасадах домов, и отвели определённые места для размещения рекламы, а также утвердили допустимые габариты вывесок. Вслед за их формой должно измениться и содержание. А главное - исполнение, считают местные жители.
Стены очищаются
- Постановлением Брянской городской администрации от 13. 05. 2019 №1454-п утверждены правила размещения информационных конструкций на фасадах зданий. Соблюдать их обязаны все физические и юридические лица, - прокомментировал заместитель начальника управления по строительству и развитию территории Брянска Пётр Кулагин. - Собственно вывеску, обозначающую организацию и её краткий вид деятельности - к примеру, банк, аптека, продукты, вместе с режимом работы отделили от рекламы, несущей более подробные сведения - номер телефона, слоган и прочее. Или, допустим, если известный заграничный бренд пишется на иностранном языке, то это одно, а вот придумывать названия «а-ля рус» уже законодательно запрещено. Кроме того, исключено размещение баннеров, панно и прочих элементов на торцах жилых домов.
По идее рекламы в городе станет меньше. Во-первых, не везде её теперь разрешают вешать - освободить нужно не только торцы, но также окна, балконы и перила зданий; во-вторых, с вывесок заставляют убирать расширенные сведения о товарах и услугах - перенести их можно на отдельную табличку в положенное место, но за размещение этого двигателя торговли уже придётся платить; в-третьих, даже подходящие под новые требования конструкции придётся пересогласовывать с управлением муниципального контроля. Что касается вывесок, то они тоже не должны находиться выше линии второго этажа, за исключением крышных установок.
Так, с начала 2020-го в Брянске под зачистку попало 768 конструкций - незаконно установленных изначально и физически и морально устаревших теперь с появлением правил. В большинстве случаев «наружку» снимали сами владельцы в отведённые предписанием сроки. В принудительном порядке чиновники убрали около сотни вывесок, кронштейнов и панно. Столько же, судя по всему, им ещё предстоит демонтировать до конца года. В следующем работа продолжится - созданные в районных администрациях комиссии сначала сообщают предпринимателям о том, что необходимо привести фасады к единым стандартам, и дают время на устранение несоответствий, а уже потом применяют санкции.
Фасады превращаются…
- По сути, принят общий свод правил, какой должна быть вывеска, чтобы тебя не оштрафовали. Но нигде не прописано, в каком стиле её делать. А без него разные магазины и организации, расположенные на первом этаже, не будут гармонировать друг с другом. Убрать эту визуальную пестроту и разнородность с фасадов призван дизай-код. Разработать его нужно хотя бы для знаковых брянских улиц, - говорит активный горожанин и создатель сообщества «Брянский урбанист» Егор Кондрашов.
И приводит в пример город Рыбинск Ярославльской области. В исторической его части возродили вывески XIX века. Для их изготовления использовали дореволюционный шрифт и цвета, соответствующие палитре того времени. А для большей достоверности и эффекта старины - ручной труд, кисти и аналоги некогда природных красок. Такие технологии оказались качественнее и экономически выгоднее и превратили город в музей живой старинной вывески под открытым небом.
- Визуальный «шум» и городу не к лицу, и бизнесу не на руку, - продолжает Егор. - Если улицы чище, то и гулять по ним комфортнее, а это в свою очередь провоцирует людей совершать спонтанные покупки. Но бизнесу придётся привлекать клиентов уже не столько вывесками, сколько качеством предоставляемых товаров и услуг.
Мнение
Профессор БГИТУ, член Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы Александр Городков:
- Прежние законы 1990-х и 2000-х позже не работали. Реклама продолжала агрессивно портить лицо города. Поэтому её приведение в соответствие с обликом здания и достижение для фасада «единого» стиля и цветового решения - актуальная задача. Но чтобы её решить, потребуются значительные затраты.
СПРАВКА
В Бежице на Ростовской улице бизнесмены пытаются ввести дизайн-код самостоятельно - одна студия там сделала хорошую вывеску, и некоторые соседи поддержали выбранный ею стиль. Объединить усилия, чтобы грамотно и гармонично оформить фасад, могут и другие брянские предприниматели.