Хотите верьте, хотите нет, но если составить ТОП вопросов которые мне задают туристы во время круизов и путешествий по озеру Байкал, то на первом месте будет:
- "А где зимует корабль?"
Но интересен не сам вопрос, а реакция на ответ, не редко перерастающая в жаркие споры. После того, как очередной любознательный турист узнаёт, что корабль зимует вмерзшим в лед, возникает длительная пауза, со сменой выражения лица на крайне удивлённое. За тем следует следующий, вполне закономерный, то ли вопрос, то ли утверждение:
- "Так его же может раздавить льдом."
Доказать обратное бывает очень сложно, так как обычно воображение туриста рисует картину погибающего парохода "Челюскин", раздавленного льдами в Северном Ледовитом океане 13 февраля 1934 года. Приходится рассказывать про разницу между дрейфующими ледяными полями в море и неподвижным льдом на внутренних водоемах. Но дальше, обсуждение этого вопроса начинает перерастать в спор, так как оппонент начинает приводить в пример разорванную замершёй водой стеклянную бутылку или перемершие и лопнувшие водопроводные трубы, а далее следует следующий довод:
-" Но когда лед замерзает, он же увеличивается в объёме, значит должен давить на борт корабля."
Скажу честно, в те времена, когда у меня был небольшой катер, который я вытаскивал на зиму на берег, меня мучил этот же самый вопрос. Я тоже не мог понять, ну почему с катерами, оставшимися зимовать во льду, ни чего не происходит, почему лёд их не может раздавить. Это наверное от того, что плохо учил физику в школе. Но все стало на свои места, когда мы построили и сбросили на воду корпус теплохода "ОЛЬХОН", и я очень переживал в первую зимнюю стоянку. Хочешь не хочешь, а для душевного спокойствия пришлось изучить информацию по этой теме.
Так почему же лёд в заливе не может раздавить корабль? Просто воображение рисует совершенно не ту картину. На самом деле процесс образования льда на заливе идет очень медленно и начинается от берега. В самом начале ледостава, наибольшая интенсивность нарастания льда, в среднем составляет 0,5 - 2,4 см/сут. Лед намерзает сверху вниз тонкими слоями, состоящими из шуги и кристаллизующейся охлажденной до 0 град воды, именно в этот момент и происходит увеличение объема. Но так как толщина и масса возникшего ледяного слоя незначительна, а силы расширения действуют во всех направлениях и не ограничены твердыми поверхностями, как в бутылке или трубе, то создать какой либо нагрузки на ограничивающие поверхности этот слой не может. и образовавшийся лёд начинает сам деформироваться в местах наименьшего сопротивления. Лед перешедший в твёрдое состояние при понижении температуры воздуха приводит к понижению температуры самого льда и уменьшению его объема, как всякого твердого тела. В таких условиях лед начинает сжиматься и трескаться и в таком состоянии он тем более не может нанести ущерб корпусу корабля.
Не знаю на сколько квалифицированно я ответил на поставленный вопрос, но надеюсь, что удовлетворил любопытство хотя бы какого то количества наших читателей.