Найти в Дзене
textinthepiter

Что будет после новой этики?

В одном из своих интервью писатель Евгений Гришковец заявил, что никакой новой этики не существует. По его мнению, есть просто этика и все, да и та совсем скоро накроется медным тазом.

Мне стало интересно, решила выяснить, а как же интерпретируется определение в широкомасштабном смысле и можно ли его наложить на наши реалии.

Концепция новой этики была изложена Эрихом Нойманном еще в середине 20-го века. Ее главная идея заключается в полном отказе от деления людей на «плохих» и «хороших», что противоречит устранившимся веками нормам. Мы же все верим добро и зло и привыкли думать, что первое непременно одержит победу.

Далее Нойманн говорит о том, что человечеству пора забыть о «старых» правилах и принимать людей такими, какие они есть, что, в общем-то, довольно правильно, но под одну гребенку нельзя подвести и это утверждение.

Вот, как он описывает этот процесс в своей книге:

«Результаты исследования неврозов в случае индивида также применимы к коллективу, а именно: вытесненные комплексы бессознательного разрушают мир сознания. Неясность и запутанность ситуации, которая возникает в результате вытеснения, приводят к более опасным последствиям, чем аскетизм с его ясной и сознательной установкой на подавление».

Можно ли нам с вами говорить о новой этике в нынешних реалиях? По факту ее не существует вообще, просто определение сейчас настолько видоизменили, что стало сложно воспринимать его в принципе.

За последнее время это понятие звучит практически везде и в первую очередь его соотносят с активистами, что борются за права женщин, афроамериканцев или гомосексуалистов, однако борьба переросла в абсурд и довольно давно, да так, что режиссеры переснимают свои фильмы, согласно новым правилам, боятся высказывать мнение, дабы не быть заклеванными обществом. Вы все прекрасно знаете эти примеры, когда высказывать свое несогласие с их постулатами – значит обречь себя на невероятные моральные страдания. Разве это нормально?

Сама формулировка «новая этика» при этом кажется странной. В конце концов, новые этические нормы появлялись и до неё — понятия о допустимом и недопустимом начали меняться не в последние десятилетия и даже не в двадцатом веке. В последние годы этот процесс стал как будто ускоряться, а может быть, просто стал более заметным за счёт соцсетей и гласности. Любое действие и реакция на него теперь могут получить максимальную огласку в кратчайшие сроки, в том числе среди совершенно далеких от события людей.

При этом правила были и менялись как до нас, так и будут меняться после.

Выходит, что новой этики нет, но она есть и, как будто всегда меняется, а значит не является вполне «новой».

Перегибание палок – вот, наша главная проблема и основная задача, с которой придется бороться всеми возможными способами.

По мнению Гришковца, всей этой в кавычках новой этике скоро придет красивый конец и общество перестанет разрывать одеяла и фигачить друг друга оскорблениями, однако мне кажется, что путь у общества в будущем будет куда сложнее, а нам всем придется смириться с новыми ультимативными правилами. А вы, что думаете?