Ключевой доминантой города является его крепость. В ходе третьего Крестового похода в 13 веке была основана эта крепость. Тут сразу возникает куча вопросов во- первых о методах распространения католической "христианской"веры, которую на острие меча рыцари- монахи несли неразумным мирным языческим карелам. Во-вторых, 13 век это уже довольно близкое к нам время, на Руси уже больше 400 лет,как византийские ортодоксы,а карелы все еще язычники. О древности европейской культуры на севере: в-третьих,эта довольно примитивная крепость только заложена, когда русские крепости в этом же регионе по третьему разу реконструируются, причем уже в том стратегическом и архитектурном решении, которое мы сейчас имеем. Т.е. гораздо более продвинутые, чем двухэтажный четырехугольный блок из неотёсанный камней, окружённый земляной насыпью. Есть ещё множество непоняток, но это может быть неполиткорректно.
В ходе противостояния России и Швеции в этом регионе замок переходил из рук в руки и,соответственно, претерпевал множество переделок. Эти изменения хорошо видны в кладке фундамента и стен. Стилевое разнообразие построек также впечатляет. До середины 20 века это была боевая единица. Поэтому при всей своей романтичной загадочности старины, функциональность определяет облик крепости.
Мне она нравится. На высоком утесе- острове возвышается светлый донжон-башня Олафа. Смешная несуразная крыша не портит его, но придает европейского шика.
Крепостная стена более высокая,чем протяженная, и разбивается башнями гармонично так, что смотрится стремящейся вверх, стройной. Входная башня стражи солидная и уютная.
С разных сторон смотрится совершенно по-разному. Внутренние дворы разворачиваются по спирали. Камни башен разновременные, разнокалиберные и покрыты налетом старины.
Здесь живёт прошлое. Оно живёт. Пульсирует, вместе с современностью. Это редкое в наших краях явление, когда прошлое не противоречит настоящему. Когда не прерывается связь времён.
Другие рассказы можно прочитать здесь