Когда я был молодым вторым пилотом, а было это достаточно давно, все выпускники лётных училищ, налетав положенные на ту пору 62 часа 30 минут лётной программы, необходимые для получения свидетельства пилота гражданской авиации, приходили в производственные подразделения, чтобы продолжить летать на том же самом Ан-2, только уже не в учебных целях, а в производственных полётах.
Дополнительная тренировка, естественно, имела место, но самолёт был уже привычным и особых сложностей начало лётной карьеры не вызвало.
А потом ступенька за ступенькой пилоты поднимались, по крайней мере имели возможность подняться, по лестнице, что вела в большую авиацию.
А как дело обстоит сейчас, когда нет этой лестницы?
Вот тебе училище с маленькими учебными самолётами и сразу большая авиация. Большая авиация с большими самолётами.
Так получилось, что, в 90-е потерялось практически всё, а большая авиация сохранилась. Сначала за счёт челноков и грузовых перевозок. Потом за счёт увеличения мобильности населения и роста благосостояния в нулевые, позволяющего посещать дешёвые Египет и Турцию и дорогие Европу и Мальдивы.
А малой авиации – этого подготовительного отделения не стало. По крайней мере в том объёме, чтобы быть ресурсом для больших транспортных самолётов.
И значит с авиашкольной скамьи сразу на большие самолёты.
Сколько мне довелось учить летать такую молодежь на самолётах Боинг-737 и Аэробус-320 и не сосчитать.
За теоретической подготовкой следуют тренировки на тренажёре. Потом строгая и важная проверка на тренажёре и вот он настоящий самолёт – большой и красивый.
Это аэродромная тренировка.
О целях и значении этого учебного упражнения я расскажу в конце, а сейчас только эмоции и сам полёт.
Молодые пилоты подходят к громадному, по сравнению с тем самолётом, что они уже пилотировали, лайнеру со страхом, трепетом, восторгом. Чего больше – это очень индивидуально.
Прошло только 20-25 минут с того момента, как я в комнате предполётных брифингов проводил инструктаж, где, как минимум, по три раза повторял наиболее важные вещи, но сейчас на стоянке возле красавца самолёта хорошо, если они помнят десятую часть сказанного.
И стало быть начинаем с начала:
-Вам долго и настойчива рассказывали, что вы можете ошибаться. Но есть моменты, когда ошибаться вы не имеете права? Чтобы там не говорила авиационная психология. Вы прибыли на самолёт и его нужно осмотреть. С ним нужно познакомиться или поздороваться, если уже знакомы. Не торопитесь подходить к нему сразу близко. привыкните друг к другу. Станьте перед самолётом в 20-30 метрах и посмотрите на него отсюда. Многие важные вещи можно разглядеть только на расстоянии. А, глядя на самолёт отсюда, вы должны понять, что самолёт готов и хочет лететь. Это значить, что с него сняли буксировочные фиксаторы, выпущенного положения шасси. Наличие этих фиксаторов обозначается большими красными флагами. Флаги настолько большие, что вблизи вы на них не обратите внимание. Забудет техник снять эти фиксаторы, а вы не обратите на это внимания и после взлёта шасси не уберутся. Ничего страшного для исхода полёта. Ну полетаете после взлёта для выработки топлива и вернётесь на аэродром вылета. Но, стыдно-то как! И удар по репутации существенный. После этого проверяем отсутствие чехлов на различных датчиках. Взлёт с такими чехлами – это уже событие очень опасное. Это уже реальная угроза безопасности полёта. А как не пропустить такое? Всё очень просто. Датчики расположены по окружности в носовой части фюзеляжа. И когда всё нормально – самолёт вам улыбается. Он к полёту готов.
Дальше мы подойдём к самолёту поближе, и я расскажу, как осматривать самолёт. И много из того, что я расскажу они тотчас забудут. Так велико волнение. Но эту улыбку, встречающего их самолёта, хочется надеяться, они не забудут никогда.
Потом все в самолёт. Непривычно, когда такой большой самолёт с готовым к посадке пассажиров салоном вдруг пуст. Но у нас сегодня другая задача. Поэтому в пилотскую кабину, занимаем рабочие места и вот оно небо – ждёт нас.
Начал рассказывать про аэродромную тренировку и надеялся на небольшой текст, но вот уже сколько слов, а мы ещё двигатели не запустили. Так что получается конец первой части.
Сколько их будет?
Ума не приложу. Пока не вернёмся на стоянку после тренировки.