Почему сейчас так сильно ругают дистант?
Причин две.
1. Дело новое, требует участия сложной техники, методически не проработано. К слову, традиционные методики преподавания складывались столетиями!
2.Большинство наиболее квалифицированных преподавателей – люди в возрасте. Новизна, особенно требующая повышенного внимания, у многих вызывает растерянность. «Если я чего-то не понимаю, значит, это мне не нужно» - такова защитная реакция психики человека, о которой говорил ещё Фрейд.
На самом деле – дистант – классная штука, а указанные проблемы решаются в государственном масштабе ну за очень смешные деньги.
Надо только чётко осознавать возможности дистанта. Во-первых, в дистанте крайне сложно контролировать обучение немотивированных на учёбу людей. Контроль надо производить в компьютерных классах, но очно. Допустим, два раза в неделю. Один раз по одному блоку дисциплин, второй раз – по другому.
Оснащать компьютерные классы персоналками с интернетом на каждом компе – не просто расточительство, а даже и вредительство. Только отвернёшься от студентов, они уже залезли на посторонние сайты.
Интернет в классе должен быть только на одном компе – преподавательском. Остальные все должны быть завязаны в локальную сеть. Значительная экономия идет на том, что за интернет надо в этом случае платить в 10 раз меньше. Когда студенты выполняют контрольные тесты на компах в локальной сети, один преподаватель вполне может проконтролировать честное выполнение тестов десятью студентами. Интернет может быть доступен студентам в библиотеках. Что, собственно, имеет место.
Одна из важнейших функции компьютерного класса должна быть функции подконтрольного выполнения большого количества тестов. По моим подсчетам, для контроля усвоения студентами годового курса статистики общее количество вопросов в тестах должно быть порядка тысячи, а лучше и ещё больше. Когда тестирование растянуто на год, оно не вызывает нервотрёпки. Тестировать умение решения задач – тоже вполне возможно!
А вот учить людей решению задач придется по старинушке!
Однако, если на практическое занятие студент придет в уже выученными определениями и готовыми решёнными простейшими задачами, то решать нетривиальные задачи он научится гораздо быстрее.
Можно организовать дело так, что лекции по фундаментальны дисциплинам будут читаться ведущими в стране специалистами. Освободившиеся от лекций периферийные преподаватели могут больше времени отдавать консультациям и ведению тех практических занятий, которые не под силу компьютерам. В целом это резко повысит качество преподавания и при тех же остаточных знаниях, что и сейчас, позволит уменьшить сроки обучения.
Наконец, поговорим о качестве тестов! Оно зачастую не выдерживает никакой критики! Их надо шлифовать десятилетиями, широко обсуждать, проверять их качество.
Примечательно, что тестирование, основанное на выборе единственного верного ответа из четырёх, было подвергнуто разгромной критике в США уже в 60-е годы, а в СССР в 70-е годы. Но почему-то такие тесты используются!
Я разработал и использую в учебном процессе тесты других типов. Мне удалось увлечь студентов тестированием. Ведь когда человек получает от компьютера двойку и подсказки, что ему надо доучить, он у же не ищет виноватых, а лезет в книжку. А когда оценка повышается на, допустим, 0.54 балла , его охватывает азарт. Из 50 человек только двое не выползли из троек!
Вот вам и мотивация!
Далее. Я уже писал, но еще раз повторюсь. Смартфон можно вполне успешно использовать а процессе дистанционного обучения. Надо видеть, как преображаются студенты, когда выучили кучу определений и формулировок с помощью селфи на смартфоне!
Чтобы посеять «разумное, доброе, вечное», надо произвести «глубокую пахоту мозгов». И смартфон – тот конь и тот плуг, который это сделает легко.
То, что я сейчас излагаю, в своём идеологическом аспекте было разработано преподавателями Московского Энергетического Института еще в 70-е годы. Я просто реликтовый гоминоид, который сохранил в себе эти мемы.
В те годы и в помине не было персоналок, но были обучающие машинки, на которых выучился не один поток студентов-энергетиков.
И последнее замечание. Я преподаватель формализованных дисциплин. Физика, математика, теория вероятностей и проч. И мой опыт наработан на таких дисциплинах. Поэтому если захотите что-то перенести, например, на гуманитарные дисциплины – это уж сами решайте, как.