Сегодня мы будем говорить о том, какие отношения складывались у калмыков с местными племенами и с русскими воеводами.
Итак – это 30 –е годы XVII века. Когда группировка калмыков под предводительством тайши Дайчина ( сын Хо-Орлюка) исследовали эти новые территории, то выяснили, что здесь ещё кочуют едисанские татары ( одна из феодальных группировок Большой Ногайской Орды). Калмыки начали вести с ними переговоры о мирном распределении кочевий. Но ногайский князь Канай был неуступчив. Я понимаю причину неуступчивости. Неизвестное племя, не мусульмане, а потом, ведь степь широкая, ищите другие места. Но.. Эти неудачные переговоры послужили поводом для нападения на ногайские улусы. Ногайские мурзы и ратные люди, посланные из Астрахани, дали бой калмыкам у реки Большой Уздень ( 22апреля 1632года) . Но успеха не было ни у одной из сторон. Заключили перемирие, вернули ясырей и снова калмыки стали мирно общаться и с русскими и с татарами.
Но выводы были сделаны. Ещё не так уж и прочны позиции России в этом регионе, а здесь еще такие сильные и задиристые калмыки.. Астраханский воевода послал к калмыкам стрельцов с требованием ( не уговором, а требованием) 1- освободить территорию, 2- откочевать из приделов междуречья Яика и Волги и Приуралья, 3- прекратить сношения с татарами, живущими по обеим сторонам Волги.
Несмотря на это требование калмыцкие послы дали шерть на верность России и произвели своеобразный клятвенный обряд : « ссекли желтую собаку да прошли меж сабли и пищали и ножевое острие лизали, чтобы им быть сеченными как та собака и сабля головы им поотсекала , а и с пищали б убитыми бытии, а ножом бы зарезаться». Этот обряд очень сокровенный для калмыков и он демонстрирует их искренние намерения. Но он не повлиял на намерения правительства. Оно желало от них избавиться, поэтому предложило другие земли ( под Уфой). От них калмыки отказались и выразили желание кочевать « под государевою отчиною, под Астраханью».
Вот причины, которые вынуждали калмыков быть неуступчивыми. Земельная теснота на прежних кочевьях, близость к русским рынках и возможность обмена на них, напряжение и неудачи в отношениях между тайшами разных племен.
В 1634 году возле Астрахани вспыхнуло волнение ногайских татар. Оно имело субъективные причины ( произвол и насилие царской администрации), последствия его могли быть катастрофичны для России. Обиженные ногайцы отошли от Астрахани и навели контакт с крымским ханом, с который в это время Россия ведет борьбу за Крым. Используя эту ситуацию Дайчин, приблизился к Астрахани, вступил в переговоры с воеводой о торговле, а потом предложил свои военные услуги против « государевых изменников». Калмыки уже собрали военные силы и сосредоточили их у р. Бузан и на низменности между Яиком и Волгой. Но Россия не рискнула использовать их как военную силу.
А когда волнения татар подавили и угроза со стороны феодалов Крыма отступила, правительство потребовала от калмыков : чтобы они не нападали на ногайских людей, чтобы они удалились в свои дальние кочевья, т.е от Астрахани и дали в Астрахани аманатов. Эти условия не устраивали Дайчина, потому что они не были равными.
И он выдвинул свои условия. Он соглашался только на двусторонние аманатство. И только в период совместной войны против государевых недругов и если эта война будет на крымской стороне Волги! А в обычных условиях ( когда нет войны) обоюдное заложничество сроком на пять- десять лет, но при условии, что калмыки будут кочевать между Яиком и Волгой с правом торговли в русских городах. Откочевывать в дальние кочевья он отказался , потому что дальние калмыки теперь враги торгоутам. Согласитесь, это очень перспективные условия договора. Но царское правительство было неуступчивым. Мне кажется, их пугает то, что сильные торгоуты имеют умного тайшу.
Тогда калмыки похитили толмача Кузьму Артемьего, которого через некоторое время доставили в целостности и сохранности , ну может быть чуть хмельного от кумыса, в Астрахань и передали через него заявление ультимативного характера. Если тайшам не разрешат кочевать между Яиком и Волгой, то они будут устанавливать контакты с ногайскими мурзами крымской стороны.
Весь этот калейдоскоп причин, интересов, амбиций и страха, борьбы за власть и территории вынудили русское правительство принять решение позволявшее калмыкам кочевать междуречье Яика и Волги.
Документ: Калмыцкие дела, 1636-1936, №2: « Государь велел ему ( Дайчину) кочевать по Яику и Волге, Астрахани блиско…»