Доброго времени суток, читатели и гости, заглянувшие на канал Психомамы. В предыдущих двух статьях я уже писала о том, что формирование ориентировки в пространстве – одна из важных сторон умственного развития ребенка. Сегодня мы с Вами продолжаем разбирать проблемные моменты в жизни первоклашек и способы их разрешения. Мы уже разобрались с тем, что такое пространственные представления и как действовать родителям и педагогам на начальном этапе их развития у детей среднего дошкольного возраста и продолжили разбираться сих развитием у старших дошкольников. Так, постепенно, мы подобрались в третьему этапу - завершающему.
III этап - основной (подготовительная группа)
Касательно подготовительного к школе возраста, то дошкольники уже могут оперировать схемами и моделями, отражающими в обобщенном виде свойства и отношения вещей, им уже доступно понимание плана как знаково-символического заместителя объекта. Дети достаточно хорошо понимают связь между отдельными элементами плана и реальными предметами.
Задача этого этапа состоят в следующем:
- Научить детей «читать» план на основе общепринятых условных обозначений;
- Обучить детей самостоятельно составлять план ограниченного пространства;
- Проходить с детьми указанный путь по плану за короткий промежуток времени.
Вся работа по ориентировке в пространстве с будущими первоклашками, это работа с планами. С первых занятий ребенку выдается план комнаты, на котором обозначены стены, окна, двери – это основные ориентиры первого плана. По меткам на плане ребенок определяет свое месторасположение в комнате.
На следующем плане будут изображены объекты, ребенок учится ориентироваться относительно объектов, находит свое месторасположение, делает метки на своих планах, передвигается в соответствии со схемой движения.
С помощью геометрических фигур на основном плане ребенок отмечает расположение различных объектов, эти игры развивают зрительную память детей.
Параллельно с работой по планам в комнате проводится работа на воздухе. «Прогулки – походы» помогают развивать у детей наблюдательность, продолжается работа по совершенствованию знаний основных направлений, умению реально оценивать маршрут с точки зрения безопасности пути и делать правильный выбор, в пользу безопасности, несмотря на расстояние.
Во время экскурсий, ребенок запоминает расположение отдельных участков (например, детская площадка), объектов, это ему поможет в ориентировке по плану.
После детального изучения, составляем план участка, ребенок ориентируется по плану участка, самостоятельно отмечает объекты и свое месторасположение.
Последовательно вводим разные действия с планом и их сочетание с усложнением задания. После заданий на ориентировку в пространстве по готовому плану даем задание на самостоятельное изображение плана с дальнейшей ориентировкой по нему в пространстве, затем задания на изображение плана пространства по памяти.
В конце года детей знакомим с назначением и устройством компаса.
Ребенок должен узнать четыре стороны света и определять направления по компасу. Даются такие игровые упражнения как, «5 шагов на север, 2 шага на запад» и т.д.
Итогом всей работы, является умение ребенка проходить определенное расстояние за короткий промежуток времени, умение ориентироваться по плану, если даже в нем упущены некоторые детали.
Во время детских досугов и праздников будет полезным включать задания на ориентировку в пространстве, когда дети ищут клады, сокровища, ориентируясь по готовым планам, схемам.
Игр для закрепления навыка существует множество, посоветую Вам несколько)
- В игре «Расставь так, как указано на схеме» дети по образцу располагают предметы на своем плане.
- В игре «Кто быстрее» дети по словесному описанию находят объект.
- В игре «Пройди маршрут» дети проходят указанный маршрут и делают отметки на своих планах.
- В игре «Неправильное зеркало» дети определяют основные направления относительно друг друга.
- В игре «Поиск сокровищ» дети самостоятельно по плану находят заданный предмет.
- В игре «Покажи на плане, где ты спрятал клад» дети самостоятельно находят предмет и отмечают его на плане.
- В игре «Поиск сокровищ» дети самостоятельно по плану находят заданный предмет.
- В игре «Самый внимательный» дети отмечают на плане месторасположение определенного объекта.
- В игре «Найди, где мы находимся» дети находят на плане свое место расположения.
- В игре «Кладоискатели» дети определяют по плану маршрут и находят предметы.
- В игре «Следопыты» дети самостоятельно ориентируются по плану, проходят путь за короткий отрезок времени.
- В игре «Разведчики» дети самостоятельно рисуют план.
- В игре «Секретики» дети делают секретики и находят их.
- В игре «Компас» дети самостоятельно определяют по компасу стороны света.
Эти игры, как правило, нравятся всем детишкам. Пишите об опыте их использования в комментариях к статье.
Подводя итог, замечу, что к началу обучения в школе дети должны хорошо знать основные направления, уметь определять по плану маршрут и проходить его за короткий отрезок времени, уметь отмечать на своем плане место расположения заданного объекта, определять по компасу стороны света. Помимо этого дети должны уметь реально оценивать маршрут с точки зрения безопасности пути и делать правильный выбор в пользу безопасности, несмотря на расстояние.
При самостоятельном передвижении ребенка в школу и обратно домой, пространственная ориентация необходима. Только при этом условии Ваш первоклашка сможет успешно передвигаться по открытому пространству улицы.
Кроме того, овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности учеников – продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности.
Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе, да и освоение «Правил дорожного движения» совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.
Вам понравилась статья? Подписывайтесь на канал "Психомама помоги!", читайте статьи о детской мотивации, развитии самооценки и др. Ставьте лайки, задавайте вопросы и делитесь опытом в комментариях.