Найти тему
Огнищанин

Награды в действительно "народной".....

В истории Советского государства можно выделить два периода в развитии института поощрений сотрудников милиции.

Первый период с 25 октября 1917 по 22 июля 1931 гг. связан с отсутствием единого нормативного правового акта, регулирующего поощрения сотрудников милиции в РСР, РСФСР и СССР.

Декретом ВЦИК РСФСР от 16 сентября 1918 г. учрежден первый орден Красного Знамени РСФСР. Правовой механизм награждения орденом Красного Знамени работников милиции был установлен Декретом ВЦИК РСФСР от 16 октября 1922 г. В 1924 г. постановлением ЦИК СССР был определен порядок награждения орденом Красного Знамени СССР работников милиции в Советском Союзе.

10 лет РКМ
10 лет РКМ

В связи с празднованием десятилетнего юбилея образования органов милиции 15.10.1927 приказом ЦАУ НКВД РСФСР был учрежден первый наградной юбилейный знак «X лет Рабоче-Крестьянской милиции», существовавший в двух видах. Серебряным знаком награждали сотрудников милиции, прослуживших от 7 до 10 лет в милиции, бронзовым знаком – от 5 до 7 лет. В ознаменование XV-й годовщины со дня образования рабоче-крестьянской милиции был учрежден знак «Почетный работник РКМ».

В связи с учреждением союзной наградной системы принято совместное постановление ЦИК и СНК СССР от 30.04.1930, гарантировавшее выплаты награжденному за первый орден 30 руб., за последующие по 25 руб. Награждение орденом давало право бесплатного проезда в общественном транспорте. Кавалеры двух орденов имели право дважды в год бесплатно следовать туда (обратно) по железной дороге и водным путям в пределах СССР. Награжденные орденом (орденами) освобождались от уплаты подоходного налога, им устанавливались скидки от 10% до 50% при оплате за пользование жилой площадью, что обеспечивало награжденному значительное улучшение материального положения и повышение правового статуса.

Постановлением Президиума ЦИК СССР от 05.05.1930 учрежден орден Красной Звезды, но до 1980 г. сотрудников милиции им не награждали (за исключением периода с 1944 по 1957 гг.). С 1980 г. за мужество, отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, в условиях, сопряженных с риском для жизни, на сотрудников милиции распространено право награждения этим орденом.

Помимо награждения государственными наградами поощрение сотрудников милиции производилось и на основании ведомственных приказов, регламентировавших размеры денежных премий. Приказ ГУМ НКВД РСФСР от 27.09.1921 регламентировал процедуру поощрения деньгами за раскрытие преступлений. Работник милиции поощрялся денежной премией лишь за раскрытие от 35% до 40% зарегистрированных преступлений, при этом размер премии составлял 25000 руб. За раскрытие от 45% до 55 % преступлений премия составляла – 40000 руб. За раскрытие свыше 55% преступлений – 50000 руб. В это время величина оплаты труда милиционеров в среднем составляла до 300 тыс. руб. в мес., размер премий в соответствии с приказом составлял от 8,3% до 16,6% оклада. Можно предположить, что данная форма поощрения имела свои положительные моменты, но с учетом того, что раскрываемость преступлений в среднем по стране не превышала 35,3%, данные поощрения использовались редко.

Следующим ведомственным актом был приказ ГУМ НКВД РСФСР от 31.03.1922, которым определялся размер денежной премии: при награждении сотрудников милиции приказами НКВД РСФСР в размере 6 месячных окладов, НКВД, УНКВД республик (краев, областей) – 3 и уездных отделов милиции – 1 месячного оклада.

В целях развития института наград сотрудников милиции советского государства, принимались постановления СНК РСФСР и ведомственные акты НКВД РСФСР, регламентирующие процедуру перевода части штрафных сумм, взысканных в судебном порядке, на поощрение милиционеров:

а) постановление СНК РСФСР (1922 г.) предусматривало перечисление 50% штрафных сумм, взысканных в судебном порядке за изготовление, хранение и сбыт спиртных напитков и спиртосодержащих веществ, в создаваемый премиальный фонд.

б) ведомственным актом за раскрытие краж устанавливалось взимание процентных отчислений от суммы разысканного имущества. Согласно приказа, полученные денежные суммы распределялись следующим образом:

1) 35% выдавалось сотрудникам уголовного розыска, непосредственно разыскавшим имущество и преступников;

2) 15% отчислялось на выдачу отдельных денежных наград сотрудникам уголовного розыска за раскрытие иных преступлений, по которым не производилось процентное отчисление за отсутствием имущественных ценностей;

3) 30% распределялось пропорционально получаемому содержанию среди всех служащих данного уголовного розыска;

4) 10% поступало на культурно-просветительские нужды уголовного розыска (устройство библиотек, клубов, лекций);

5) 10% отчислялось на образование особого фонда для выдачи пособий служащим уголовного розыска и их семьям в экстренных случаях (на случай болезни, смерти).

Со временем в организации премирования сотрудников милиции произошли существенные изменения. НКВД РСФСР стремился реорганизовать систему премирования таким образом, чтобы свести к минимуму заинтересованность отдельных сотрудников милиции в борьбе только с теми видами преступлений, за которые предусматривалось премирование. НКВД РСФСР, не отказываясь от установленного порядка создания фондов поощрения за счет процентных отчислений от борьбы с целым рядом преступлений, принял решение изменить порядок распределения премиальных вознаграждений.

По ходатайству НКВД, СНК РСФСР изменил порядок премирования сотрудников уголовного розыска. Процентные отчисления от стоимости разысканного имущества были сохранены в прежних размерах и поступали в единый фонд. Премирование сотрудников уголовного розыска из этого фонда производилось на основе оценки успешности работы сотрудников уголовного розыска, включая раскрытие мелких и крупных имущественных преступлений, а равно и преступлений неимущественного характера, задержание преступников, находящихся в розыске и успешную работу по предупреждению преступлений.

в) с 1923 г. введено премирование милиционеров за борьбу с лесными порубками и нарушениями лесного законодательства. На премирование милиционеров отчислялось 30% суммы, полученной от продажи конфискованного леса, 30% суммы от фактически взысканных в судебном порядке с нарушителей лесного законодательства.

Сохранение лесного фонда РСФСР требовало применения адекватных мер для сбережения лесного богатства. Постановлением СНК РСФСР регулировалась процедура получения органами милиции 30% сумм от наложенного штрафа, взысканного за лесные нарушения в лесах общегосударственного значения как в судебном, так и в административном порядке, а также суммы за раскрытие данного вида правонарушения, присуждаемые в возмещении убытков с лесонарушителей. Премирование милиции из средств волостного (районного) исполкома в размере 30% производилось в случае, если лесные материалы, отобранные у нарушителей в районах сельской местности вне лесных дач, поступали в распоряжение соответствующего волостного (районного) исполкома.

г) постановлением ВЦИК и СНК СССР от 01.06.1925 на работников милиции распространено право получать 25% из сумм штрафов, взысканных с лиц, уклоняющихся от уплаты в доход местных советов средств на социальное страхование.

В период 1924-1925 гг. из разных источников поступило более 1,7 млн. руб. на премирование сотрудников милиции. Однако, если сравнить поступившие суммы премирования с суммой заработной платы всех сотрудников милиции губерний, представивших сведения о премиальных поступлениях, то станет ясно, что они не могли играть значительной роли в улучшении материального положения сотрудников милиции. За 1924-1925 гг. отчисления на премирование за раскрытие преступлений (данные 28 губерний (областей)) составили 61158 руб., а общая сумма заработной платы - 16739700 руб., т.е. премиальный фонд составил лишь 0,36% из фонда заработной платы.

За борьбу с самогоноварением поступило в фонд премирования 1586885 руб. (данные 36 губерний (областей)), что составило 8,1% от фонда заработной платы. Премии за борьбу с лесонарушениями составили – 0,26% от фонда заработной платы, за борьбу с контрабандой – 0,02%, за содействие органам государственного страхования – 0,004%. В среднем сумма указанных поступлений составила 1,8% от фонда заработной платы сотрудников милиции. Кроме того, из премиального фонда за борьбу с самогоноварением каждый месяц младший милиционер получал по 5 руб., начальник милиции до 15 руб. Но эти средства могли расходоваться и на другие нужды, на приобретение бумаги, фуража.

д) в случае привлечения сотрудника милиции в качестве судебного исполнителя для выполнения решений народных судов и земельных комиссий по гражданским, уголовным делам, ему устанавливались доплаты в соответствии со ст. 16 Правил исполнения органами милиции решений народных судов по гражданскому делопроизводству.

е) одной из форм премирования сотрудников милиции являлись взыскания сумм с частных должников Народного Комиссариата Продовольствия РСФСР. За производство взысканий по указанным делам устанавливалось премирование органов милиции в размере 15% отчислений с суммы долга, фактически взысканной, внесенной и переведенной финансовым органам.

ж) для противодействия незаконному лову ценных и промысловых пород рыб, в 1927 г. постановлением СНК РСФСР предусматривалось установление премирования милиции за обнаружение предусмотренных ст. 86 Нарушений правил о производстве водных добывающих промыслов УК РСФСР. При этом источником премирования милиции служили 2 вида отчислений.

Первое: в виде 30% от сумм, полученных при реализации конфискованных судов, орудий рыболовства и рыбы или других объектов водного промысла.

Второе: в виде 30% от сумм, взысканных с нарушителей правил рыболовства, в порядке уголовной и гражданской ответственности.

С июня 1929 г. был установлен новый порядок распределения премиальных денежных сумм за борьбу с нарушениями правил рыболовства. Они распределялись поровну между всеми сотрудниками строевого состава органов милиции, независимо от должности, непосредственного участия в борьбе с данным видом правонарушений.

В определенных случаях на работников милиции распространялось действие Постановления СНК РСФСР от 13.08.1929, в соответствии с которым 25% средств фактически взысканной со страхователя суммы, незаконно полученной им, подлежали выдаче милиции.

Следует отметить, что данный подход к премированию старался повысить роль материального стимулирования работников милиции как важного фактора дальнейшего улучшения всей деятельности по охране общественного порядка и борьбы с преступностью. Вместе с тем, он не играл значительной роли в предупреждении и раскрытии преступлений, в связи с тем, что органы милиции финансировались за счет местного бюджета, их штатная численность к 1929 г. составляла 40% от прежнего штата полиции Российской империи, при этом некомплект личного состава в милиции превышал 60%, текучесть кадров доходила до 400%.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, дальше еще больше интересного про награды милиции