Найти тему
Психомама помоги!

Как обучить ребенка ориентироваться в пространстве и на местности (2-я часть)

Формирование ориентировки в пространстве – одна из важных сторон умственного развития ребенка.

Качество ориентировки на местности в большой мере зависит от усвоения детьми пространственных представлений.
Качество ориентировки на местности в большой мере зависит от усвоения детьми пространственных представлений.

Доброго времени суток, читатели и гости, заглянувшие на канал Психомамы. Мы продолжаем разбирать проблемные моменты в жизни первоклашек и способы их разрешения. В этой статье мы продолжаем разговор о пространственной ориентировке. Мы уже разобрались с тем, что такое пространственные представления и как действовать родителям и педагогам на начальном этапе их развития у детей среднего дошкольного возраста. Теперь пришло время разобраться, как помочь закрепить уже приобретенный навык и продолжить его развитие уже со старшими дошкольниками.

II этап - подготовительный (5-6 лет)

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается достаточный опыт и знания о пространстве. Воспринимая пространство в процессе двигательной деятельности, различая близость и удаленность предметов, от себя и друг от друга, ребенок опирается на зрительные, кожные, слуховые ощущения, осмысливает свои действия.
Используя уже имеющиеся навыки и знания ребенка, переходим к новым задачам. С полным основанием их можно назвать центральными)
Эти задачи заключаются в следующем:

  1. Закрепить у ребенка ориентировку на собственном теле «на себе»;
  2. Обучить распознаванию пространственных отношений между предметами;
  3. Научить ребенка ориентироваться в пределах ограниченного пространства;
  4. Показать, как ориентироваться относительно своего тела «от себя»;
  5. Помочь ребенку освоить основные направления;
  6. Познакомить с условными обозначениями.

На предыдущем этапе, в процессе формирования двигательных навыков в общеразвивающих упражнениях закреплялись, совершенствовались, обогащались знания детей о пространственном положении частей тела, направлении, местоположении, отношении между предметами.
Во время второго этапа развития пространственных ориентировок на прогулках продолжаем использовать игры на ориентировку в пространстве.
Такие игры как «Вратарь», «Тоннель», «Возьми кубик и поставь на пол справа», «Повтори за мной» закрепляют у ребенка знание правой и левой сторон.
Игры «Назови, кто, где стоит», «Пройди по схеме» формируют у детей умение определять последовательность объектов.
Игры «Повтори за мной», «Делай как я!» учат детей по памяти выполнять задание, показанное педагогом.
Игры «Найди свое место», «Стань первым», «Найди игрушку» учат находить свое место относительно объектов, это могут быть и сами дети и различные предметы и даже стены зала.
С помощью игр «Пройди маршрут», «Найди игрушку» дети определенным количеством шагов проходят маршрут.
Игра «Что дальше, что ближе» формирует навык определения удаленности предметов.
Игры «Жмурки», «Пройди по словесному заданию», «Будь внимательным» развивают у детей умение воспроизводить движения с закрытыми глазами.

Русская народная игра "Жмурки".
Русская народная игра "Жмурки".

Отмечу, мой личный опыт работы показывает, что знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке. В таких играх как «Друзья», «Делай как я!», «Неправильное зеркало», дети убеждаются, в том, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: «право – где у меня лево, а лево – где право».

Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения.
Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения.

Объяснение основных движений на занятиях заменяются карточками-схемами, по карточке дети определяют последовательность задания, направление, схема выполнения.

Схема оригами, доступная для дошкольников.
Схема оригами, доступная для дошкольников.

Познакомив детей с условными обозначениями, все больше можно использовать:

  1. Схемы маршрутов, на которых изображено направление и количество шагов для индивидуального использования;
  2. Схемы передвижения колонны в основном она дается ведущему он ведет колонну по маршруту, для остальных это загадка, только после прохождения они могут сказать, какое было передвижение, ведущего меняю постоянно;
  3. Схемы основных движений, количество заданий.

Все элементы по ориентировке в пространстве включаются в занятия в зале и на воздухе.
Во время «прогулок – походов», внимание детей обращается на то, что к одному и тому же месту можно прийти разными путями, путь может быть коротким и длинным, прямым и извилистым, это показывается и на схемах, и на планах.

К одному и тому же месту можно прийти разными путями.
К одному и тому же месту можно прийти разными путями.

В следующей статье речь пойдет о последнем этапе развития пространственных ориентировок у детей перед началом школьного обучения.

Вам понравилась статья? Подписывайтесь на канал "Психомама помоги!", читайте статьи о детской мотивации, развитии самооценки и др. Ставьте лайки, задавайте вопросы и делитесь опытом в комментариях.