Актрисой она стала случайно: ее, среди сотен московских школьниц, выбрали для главной роли в фильме «Жила была девочка». Фильм снимали в 1943 году, в блокадном и послеблокадном Ленинграде. Снимали с риском для жизни, между бомбежками.
Девятилетняя Нина Иванова играет главную роль — семилетнюю Настеньку, девочку из блокадного Ленинграда, которая пытается жить там, где и взрослые сдаются.
Фильм, во многом благодаря игре маленькой актрисы, получился страшным, щемящим, пронзительным.
Вот и не верь после этого в теорию старых и молодых душ. Чтобы так сыграть, к 9 годам надо очень многое понять, что для только-только начинающего постигать мир существа просто невозможно.
Фильм вышел на экраны 18 декабря 1944 года, через год после снятия блокады Ленинграда. Картина имела огромный успех и даже получила один из призов Венецианского кинофестиваля.
Нина же вернулась в школу, к своей обычной детской жизни. Но закончить школу ей из-за материальных трудностей не довелось: после рождения четвертого ребенка отец бросил семью и Нина, чтобы помочь матери, пошла работать на завод.
Это недополученное полное среднее образование будет тяготить Нину Георгиевну всю жизнь и она так и не сможет почувствовать себя своей в актерской среде.
Юная Нина хваталась за любую возможность заработать и снималась в курсовых и дипломных работах будущих режиссеров. Здесь ее и приметил начинающий режиссер Марлен Хуциев и пригласил на главную роль в своем перовом фильме, в «Весне на Заречной улице».
Так и не закончившая среднюю школу Нина Иванова играет в фильме учительницу русского языка и литературы, в которую влюбляется простой рабочий.
Потом, после ошеломительного успеха картины, Нина Георгиевна постеснялась пойти доучиваться в вечернюю школу: играла, мол, учительницу, а теперь сама за парту села, стыд и позор.
«Весна на Заречной улице» стала настоящим явлением в советском кинематографе: незамысловатая история любви столь различных по внутреннему миру людей была не так уж и оригинальна, но то, как сняли этот тривиальный сюжет, стало новаторством.
В фильме много того, что нынче называют рефлексией и глубоким психологизмом. В «Весне...» же все эти заумствования подаются столь легко, просто, понятно, но при этом и глубоко, что не возникает сомнений в гениальности картины.
То, что «Весну...» по сей день часто показывают по нашему насквозь коммерческому телевидению, в который раз подтверждает, что это настоящий киношедевр, где соединились воедино сюжет, сценарий, режиссерские и актерские работы, работы кинооператоров, костюмеров, гримеров, осветителей...
На съемочной площадке «Весны...» тоже вовсю бушевали страсти: в Нину Иванову влюбился один из кинооператоров, Радомир Василевский. Наверное, именно поэтому простая советская учительница выглядит на киноэкране как голливудская дива: мы смотрим на нее глазами влюбленного мужчины.
Их брак не был долгим, и после развода Нина Георгиевна вернулась из Одессы, где работал Радомир, в Москву. У нее впереди была еще очень долгая жизнь. Она снимется еще в нескольких фильмах и, окончив режиссерские курсы, снимет несколько фильмов сама.
Успех «Весны на Заречной улице» ей, как и многим другим создателям картины, повторить не удастся. Но на то он и культовый шедевр, чтобы быть уникальным явлением.
В лихие 90-е Нина Георгиевна пойдет работать медсестрой в одну из московских больниц, затем окончательно выйдет на пенсию.
Она категорически отказывалась сниматься во всевозможных ток-шоу, которые нынче, на волне ностальгии по всему советскому, стали не только очень популярны, но и необычайно выгодны.
Нина Георгиевна считала, что актрису должны помнить молодой.
Еще на канале: