Выпускники 9 классов стоят перед выбором: остаться в школе, сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗ или уйти из школы и пойти учиться в колледж.
Выпускники школ также могут столкнуться с подобной дилеммой, например, не сдали ЕГЭ на нужное количество баллов, а на бюджет то хочется...
Для некоторых выбор будет совершенно очевидным, но другие действительно задумаются о целесообразности поступления в то или иное учебное учреждение.
Разберу основные высказывания, которые слышала о колледжах, и опровергну или подтвержу их.
Примечание: основные факты будут базироваться на опыте работы с московскими колледжами, но будут и общие выводы.
Ну что ж, начнём!
Утверждение №1. В колледжи поступают только те, кто плохо учится и не сдаст ЕГЭ
В колледжи поступают по среднему баллу аттестата за 9 или 11 класс.
По результатам приемных комиссий за 2020 год минимальный балл на бюджет был около 4.5 при поступлении на IT специальности.
Также высокий проходной балл был в колледжи, которые зарекомендовали себя лучшими в обучении определенных специалистов, то есть минимальный проходной балл был поднимался до 4.8 - 4.9.
Есть колледжи, в которых практически нет конкурса и любой школьник может поступить даже со средним баллом аттестата 3.0.
Сейчас есть немало достойных учебных заведений среднего-профессионального образования, в которые непросто поступить.
Вывод: школьник со средним баллом аттестата не выше 4 не сможет поступить в любой колледж и на любую специальность. В ведущих колледжах на востребованные специальности образуется большой конкурс на бюджет и на платное обучение.
Большинство абитуриентов сейчас приходят с целью получить профессию или работать в данной сфере, а не перед страхом перед ЕГЭ.
Но есть те, которые благодаря поступлению в колледж, пытаются избежать ЕГЭ и облегчить себе дальнейшую жизнь, но обычно они и не проходят в хорошие учебные заведения.
Утверждение №2. Колледж может быть только промежуточной ступенью между школой и ВУЗом, и не дает полноценного образования
Закончив колледж, выпускники спокойно могут поступить в ВУЗ и продолжать обучение по специальности, которую изучали в колледже. Таким образом срок их обучения сокращается на 1 - 1.5 года за счет диплома СПО (например, учатся не 4 года на бакалавра, а 3).
Некоторые студенты так и поступают, но идут в основном на вечернее или заочное отделение, так как имеют знания, чтобы уже полноценно работать. Для них диплом ВУЗа не основа основ, а некий бонус, который может пригодится в будущем.
Некоторые не идут получать высшее образование или откладывают этот этап на неопределенный период. Причины подобного решения различны:
- выпускник нашел высокооплачиваемую работу и спокойно развивается в своей сфере, не видя смысла в получении диплома;
- выпускник потерял желание в продолжении обучения или ему не интересна та специальность, на которую он обучался;
- и т.п.
Вывод: колледж дает полноценное образование и навыки, чтобы после выпуска устроиться на работу, но многое зависит от сферы деятельности, потому что некоторые профессии требуют высшего образования (инженеры-строители, медики и т.п.).
В IT сфере смотрят в основном на навыки молодого специалиста, а не на уровень образования.
Еще раз повторюсь, очень многое зависит от специальности и сферы деятельности.
Утверждение №3. После колледжа не поступишь на бюджет в ВУЗ
Буду кратка, поступишь.
Причем на вечернее отделение или на заочное. Некоторые ВУЗы дают бюджетные места выпускникам колледжа.
Даже если поступать на платное, какая разница, когда выпускник уже работает, обеспечивает себя и ему не составляет труда оплачивать свое обучение ?
Вывод: поступить после колледжа на бюджет в ВУЗ можно, нужно просто внимательно ознакомиться с приемной комиссией ВУЗов.
Утверждение №4. В колледжах обучают невостребованным специальностям
Несколько лет назад был сформирован список перспективных специальностей СПО, на которые сейчас активно обучают.
Также очень важно понимать, что если студент не будет развиваться в своей сфере, самостоятельно изучать дополнительный материал и практиковаться, то не быть ему востребованным специалистом. Ни один ВУЗ и колледж в этом ему не помогут.
Вывод: давно обновлен список специальностей СПО и "старые" уже заменены новыми с учетом требований работодателей.
Утверждение №5. В колледжах нет специалистов
Есть и очень немало. Большинство из них имеют опыт работы по профессии, на которую обучают студентов, поддерживают контакты с бывшими коллегами и активно адаптируют материал под новые технологии и требования профессии.
Но есть и те, кому совершенно безразлична их дисциплина. Такие преподаватели работают и в школах, ВУЗах. Просто человеческий фактор такие люди будут всегда.
Преподаватели в колледжах более гибкие, потому что педагогический коллектив не такой большой как в ВУЗах и корпусов/отделений меньше.
ВУЗ большой и неповоротливый в плане внедрения чего-то нового, очень много сотрудников не готовы к каким-либо переменам.
Вывод: специалисты есть везде
Как понять подойдет ли школьнику обучение в колледже?
- Очень важным аспектом является мотивация и желание учиться, а также работать самостоятельно. Если школьник пассивен в этом плане, то лучше не отдавать его в колледж, потому что он может "потеряться" и пропадет все желание обучаться дальше. В школе, а затем в ВУЗе у него еще будет время адаптироваться и определиться в своих желаниях.
- Также должно быть понимание своих интересов и хотя бы определиться со сферой, в которой школьник хочет развиваться. Это должно быть взвешенным решением.
- Хотя бы немного должна быть развита самоорганизация, потому что в колледжах не бегают за студентами и им нужно самим отслеживать, когда и что нужно сдавать, готовиться к экзаменам и лабораторным.
- И колледж не подойдет тем, кто хочет развиваться в науке, медицине и т.п. Для этих сфер нужны фундаментальные теоретические знания, а колледж обучает прикладным специальностям и дает много практики.
Чтобы не разочароваться в выборе учебного заведения, нужно и подойти основательно к этому вопросу. Посетить сайты, почитать отзывы, посмотреть рабочие программы дисциплин, ознакомиться с рейтингами.
И всегда нужно понимать, что если студент не готов развиваться, осваивать дополнительный материал, оттачивать практические навыки, то не толпа специалистов, не один диплом не сделают из него профессионала.