Найти тему

Уметь фотографировать – это значит уметь управлять людьми. Их вниманием…

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАКТИКА ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ. Часть V.

Салехард. Фото Анатолия Струнина.
Салехард. Фото Анатолия Струнина.

Продолжим наши игры! И перейдем от теории к практике. Надеюсь, все, кто хотел, прочитали мои предыдущие заметки о том, как снимать в путешествиях и как из снятого материала делать истории. А чуть раньше я уже рассказывал о том, как бороться с личным врагом каждого пишущего, то есть с графоманством, и в том числе – как находить концы с концами в собственных повествованиях. Для тех, кто не успел, вот ссылочки на те материалы:

Часть I. Должен ли трэвел-фотограф уметь писать тексты?

Часть II. Как трэвел-фотографу научиться писать тексты?

Часть III. Нужно ли трэвел-фотографу уметь фотографировать?

Часть VI. Как трэвел-фотографу научиться фотографировать?..

Мьянма, Янгон. Фото Анатолия Струнина.
Мьянма, Янгон. Фото Анатолия Струнина.

Очень советую здесь притормозить и ознакомиться с содержанием предыдущих серий, чтобы не тупить над теми вещами, о которых мы с вами уже говорили. А разобраться в том, что такое вообще хорошая фотография, вам поможет вот этот короткий ролик: «Учимся видеть и понимать фотографию! О правилах и исключениях...». Скажу больше: сначала смотрите именно этот ролик!..

Мьянма, долина тысячи Ступ. Фото Анатолия Струнина.
Мьянма, долина тысячи Ступ. Фото Анатолия Струнина.

Фотографии же, которые мы с вами «раскрасим», показав ошибки, взяты почти наугад с одного замечательного ресурса, посвященном путешествиям. Я не смотрел, кто их авторы и насколько они заслужены в данном сообществе. Важно было лишь одно, что эти фотографии стояли в сериях заглавнымии значит, по мнению авторов, - лучшие в историях, определявших их смысл и содержание. Вот и давайте вместе с вами посмотрим, насколько точен был это выбор. А заодно и пройдемся по типичным ошибкам, которые продолжают совершать фото-блогеры в поисках своего пути в фотографии.

Также в качестве примеров правильной фотосъемки в прутешествиях, я покажу и свои фотографии. Они, разумеется, пойдут под условным грифом «хорошие» фотографии!..

Мьянма. Фото Анатолия Струнина.
Мьянма. Фото Анатолия Струнина.

Выбираем сцену

Помните, мы уже обсуждали, что, снимая на улице или в поездке, вы фактически снимаете жанровую фотографию. В видоискателе у вас чья-то жизнь, люди, события, сцены и мизансцены. И ваша задача выхватить из этой жизни кусочек поярче и интересней, упаковать его в рамках внятной композиции и преподнести зрителю как собственное видение местных нравов. При этом совсем неважно, какого характера эти события – карнавал ли, автомобильные гонки или дойка коровы на ферме. Важно, чтобы кадр был достаточно «нагружен» и экспрессией, и динамикой, и местным колоритом, и глубоким, если хотите, философским смыслом.

Мьянма, Янгон. Фото Анатолия Струнина.
Мьянма, Янгон. Фото Анатолия Струнина.

Задача не рядовая! И требует кое-каких навыков. Тут возможны несколько вариантов развития съемки. Первое - вы увидели интересную сценку и вовремя нажали на кнопочку спуска, получив как подарок судьбы шедевр. Второе – вы предвосхитили развитие событий и, перебежав в нужное место, также нажали на кнопочку спуска затвора, сняв то, что доктор прописал. Третье – вы прислушались к своему внутреннему голосу и начали нудно и долго ходить вокруг «объекта», ожидая, когда же он, сволочь, повернется к вам красивым боком. Это обычная, хоть и не исчерпывающая, схема действий профессионала. Более того, уже сняв историю, часто понимаешь, что заглавной карточки-то и нету – не повезло, не сложилось. И возвращаешься на то же самое место, и психуешь, и ждешь, и ищешь – по другому не бывает!..

Мьянма, Мандалай. Фото Анатолия Струнина.
Мьянма, Мандалай. Фото Анатолия Струнина.

Что делают обычные люди, не обремененные излишней требовательностью к своим карточкам? Снимают все подряд, на авось, как машина Google-map, сканирующая виды в автоматическом режиме. Затем явный мусор (и то не всегда!) выбрасывают, а более-менее яркую картинку ставят на открытие темы. Оттого и бывает, что вместо заглавной в истории у них случайная фоточка какая-то или мешанина из людей и зверей, дворцов и хижин… Как же быть? Как научиться вычленять из этого хаоса свой кадр и свою сцену? Давайте попробуем это сделать на уже снятом материале.

Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.
Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.

Вот снимок. И что мы на нем видим? Полдень, какой-то туземный рынок. Много разных деталей и сцен, сюжетно не связанных между собою. На переднем плане (важнейшем по факту для любой фотографии!) сидят тетки – слева и справа. Причем, сидят спинами и ничего явным образом не делают. И само по себе их ничего не делание делает кадр с их участием статичным и отчасти унылым. Поэтому смело их вычеркиваем!

Идем дальше. Задний план (о его важности мы еще поговорим ниже!) почти весь заполнен банальной фурой, в которой нет ровно ничего такого, что было бы кому-либо интересным. Тоже вычеркиваем!

Что у нас остается? Центральная часть снимка, средний план. А вот на нем, видим, что-то происходит (точнее сказать – хоть что-то!). Присматриваемся. Идет мужик и ведёт за собой корову. Ладно, не бог весть что, но уже какая-то динамика. Дальше. Видим еще одного мужика – идет на встречу первому. Уже интереснее – встречное движение динамику усиливает, вводит в сценарий конфликт (и тут попрошу не ржать!). Берем пилу и отрезаем лишнее – вот кадр и сложился!.. В нем есть все – движение, сюжетец, и даже свой задний план с торговыми рядами. Теперь снимок обрел какую-то законченность, не так ли? И где, спросим мы, были глаза у автора раньше, при съемке?..

Берем другой случай, совершенно противоположный первому. В нем нет движения как такового, а мы его ощущаем. Более того, снимок кажется нам абсолютно самодостаточным и, несмотря на лаконизм деталей, вполне красноречивым:

Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.
Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.

Мы видим пустынную улицу, вероятно, какого-то азиатского городка. Только что прошел дождь – мужчина справа опустил зонтик. Классическая линейная перспектива организует кадр, сводит сцену в соответствии с правилом третей в нужном месте. Но не это главное. Главное то, что разыгрывается на переднем плане. Здесь между персонажами происходит немой диалог – проследите за их взглядами. Они нас ведут по снимку, заставляя его разглядывать и напитываться эмоциями. Дождь, как лирическое начало, одинокие фигуры мужчины и женщины, скульптура человека в отдалении, также визуально участвующая в этом диалоге… Замечательная картинка! И сюжет есть, и решение. Единственное, что тут плохо – вибитое небо. И это как раз тот случай, когда надо снимать, вводя минусовую экспокоррекцию – на полтора-два значения вниз. Тогда бы и мостовая проработалась сочнее, и облака бы появились, добавив фактурности снимку. А тени можно было бы потянуть при обработке вверх. Элементарно же, Ватсон?!.

Мьянма, рынок на озере Инле. Фото Анатолия Струнина.
Мьянма, рынок на озере Инле. Фото Анатолия Струнина.

Ищем смысл

Вот это главная фишка, без которой не бывает хорошей фотографии! Мы и раньше об этом уже говорили. Задача снимающего и пишущего искать в сумбурном потоке жизни свои смыслы, выявлять их, делая очевидными для обычных людей. Ну а если вы джедай от журналистики - то и создавать эти смыслы. Но боже упаси вас понимать это буквально и выдумывать их там, где ими и не пахло!.. В качестве примера разберем вот эту фотографию:

Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.
Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.

Вроде бы, все в ней в порядке. Сидит товарищ в национальном костюме и приветливо смотрит на нас, туристов. Но автору этого кажется мало. Он сопровождает снимок пафосной фразой: “Вам не интересно что он думает? Я так просто сгораю от любопытства”… Понятно, тут мы вздрагиваем и снова смотрим на фото. Но видим там того же самого скучающего мужичка, который, скорее всего, думает о том, как же надоело ему ходить ряженым перед туристами, да пора бы уже по стаканчику и к своей мучаче под бочок… Никакого тут возвышенного и пафосного смысла не читаетеся и автор его явно надумал. Ну хотелось бы ему, чтобы все так сложилось красиво: и место, и персонаж колоритный, и мысль, обращенная к вечности, присутствует!.. Но увы, не сложилось… Приходится додумывать.

Мьянма, Мандалай. Фото Анатолия Струнина.
Мьянма, Мандалай. Фото Анатолия Струнина.

И это, кстати, довольно распространенное явление в журналистской среде, особенно среди начинающих - докручивыать происходящее, делать его более правильным с точки зрения автора. И в связи с этим мне вспоминается один свой сослуживец. Он лучше всех на корабле разгадывал кроссворды, и мы ему дружно завидовали. У него был свой козырный метод: когда найденное им слово не входило в отведенные клеточки, то он их дорисовывал, а если были лишние – заштриховывал… Но мы ведь с вами не ищем легких путей, не так ли?..

Однако и это не все. На этой фотографии есть еще парочка проблем. Надеюсь, все их увидели. Первая – это собачий хвост слева, который явно не вписывается в понятие глобокомысленного портрета человека. Если, конечно, это не ироничная фотосессия у себя на даче. Вторая – это горизонтальное кадрирование. Мы же уже говорили, что если доминирующий обект на снимке вертикадльный, то и кадрирование будет более естественным именно вертикальное. Тем паче, что по бокам у персонажа ничего интересного-то и нет, включая уже названный хвост. Режем, слега прикручиваем персветы, добавляем насыщенности-резкости, и вот что получаем:

Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.
Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.

Не шедевр, но все же – не зря потели герой снимка и автор!..

Выстраиваем вертикаль

И все же предыдущий снимок не слишком сложный, чтобы нам до конца прочувствовать “вертикаль”. Поищем еще аргументы, чтобы понять её не только на логическом, но и на содержательном уровне. Поэтому возьмем снимок, в которым нет видимых проблем с кадрированием. На нем есть пейзаж, люди, горизонт… Но, блин, до чего же бывает обманчива природа, говаривал ёжик, слезая с кактуса!.. Так и тут:

Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.
Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.

Перед нами изначально ни разу не горизонтальный пейзаж!.. Смотрите внимательно. Справа просматривается на кадре своеобразная дорожка из каменных уступов, она ведет наш вгляд от человека на переднем плане вверх, к горизонту и к объектам на нем справа и слева. То есть картинка вертикальная, а если оставить пустые области справа и слева при горизонтальном кадрировании, то наш взгляд рассредоточится, не увидит восходящего пути. Также не забываем о том, что при расположении горизонта в верхней части снимка обеспечивает нам большее внимание к тому, что мы видим на переднем плане. Что и требовалось доказать!

Мьянма, Янгон. Фото Анатолия Струнина.
Мьянма, Янгон. Фото Анатолия Струнина.

Отсекаем лишнее

При съемке пейзажей, да, впрочем, и всего остального, иногда полезно воображать себя немножечко скульптрами, когда для того, чтобы создать шедевр, вам надо всего лишь отсечь лишнее. Пчему бы не попрактиковаться?

Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.
Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.

На снимке сельский колодец, снятый на берегу водоема. Благодаря закатному свету, он довольно миленько выглядит. Вполне пойдет, как иллюстрация к истории “У бабушки на даче”. Но Бог ты мой, сколько тут лишнего пустого простраства. Оно буквально размывает восприятие основного объекта, ради которого автор и нажал на спуск. Зачем? Режем!..

Или здесь:

Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.
Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.

На снимке пастух ведет свое стадо. Выглядит довольно рутинно. Хотя пастух очень колоритный. И тут проблема в том, что фотограф слишком далеко от своего объекта. Общий план в данном случае не добавляет никакой выразительности снимку, наоброт – ее снижает, размазывает по пустынным полю и небу. И уместно было бы вспомнить фразу Роберта Капы: «Если ваша фотография не достаточно хороша, значит вы подошли не достаточно близко»... Хотя, конечно, высказывание этого великого фотожурналиста – слишком большое допущение по отношению к этому заурядному снимку.

Поэтому снова режем. Причем, режем не только потому, что в снимке слишком много пустого пространства. Но и чтобы добиться выделения главных объектов – пастуха и стада – в отдельную область, в которой нет масштаба, привязки к населенным пунктам и границ. Тогда он будет представляться зрителю более символистично и обобщенно. Это уже будет не конкретный пастух дядя Салим, а символ всех пастухов этого мира…

Кения, Найроби. Фото Анатолия Струнина.
Кения, Найроби. Фото Анатолия Струнина.

Усваиваем правило ТРЕТЕЙ

Искусству резать очень помогает знание основных правил о пропорциях. Они, в частности, в своем происхождении восходят к Золотому сечению и числам Фибоначчи. Схематически это выглядит как спиралевидная галактика или раковина улитки. С древности и по нынешние времена их используют архитекторы и инженеры-проектировщики, художники и дизайнеры для обеспечения гармоничности окружающего мира. Фотографы же для себя изобрели упрощенный вариант позиционирования смысловых и визуальных центров фотографии – правило третей. Оно реально рабочее. И без особого фанатизма его очень полезно держать в голове, когда вы выстраиваете кадр. Покажу на примере:

Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.
Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.

Если у этого снимка убрать лишнее и поправить заваленный горизонт, то визуальный центр располождится ровно там, где нужно быть основному объекту – якорю. Это и есть одна из важных точек правила третей. А всего их четыре. На снимке отмечены красным маркером. Видите, все просто. И любая, даже совсем бездарная фоточка, начинает выглядеть при таком подходе хотя бы грамотно снятой. А это уже немало.

Ищем задний план

Мы уже усвоили, где должен быть смысловой центр вашей фотографии. И стали, как фотографы, на голову выше! А теперь поговорим о том, что может заставить вашу фотографию заиграть, наполнить вторым и третьим, если получится, смыслом. И это, конечно, - задний план. Без него хорошей жанровой фотографии не бывает. И если вы всмотритесь в работы настоящих мастеров и профессионалов, то всегда обнаружите этот задний план, который, как и свита короля, делает весь сюжет значимым и законченным.

Чтобы проиллюстрировать собственное представление о “заднем плане”, наберусь наглости и приведу в пример свою картинку, ставшую, кстати, лауреатом одного известного фотоконкурса. Значит, не только я один вижу в ней какие-то достоинства:

Углич. Фото Анатолия Струнина.
Углич. Фото Анатолия Струнина.

Главным объектом здесь является художница за мольбертом. А к понятию “заднего плана” относятся – и мужичок с сигареткой, и бабулька, вышагивающая по дороге, и собор Воскресенского мужского монастыря в Угличе. Все эти объекты вполне органично дополняют художницу на пленере, делают снимок буквально разноплановым в содержательном смысле. Кстати, у меня есть варианты без мужичка, он подсел чуть позже, как я начал снимать. Но без него снимок выглядел пресновато, если не сказать, - елейно. Поэтому я выбрал вариант с “народным героем”, явно провоцирующим своим простецким видом благопристойный образ художницы… Название дал соответственное: “Искусство принадлежит народу”. По-моему, подходит…

Мьянма, озеро Инле - племя длинношеих женщин. Фото Анатолия Струнина.
Мьянма, озеро Инле - племя длинношеих женщин. Фото Анатолия Струнина.

И железобетонное правило хорошего репортера, фотожурналиста или стрит-фотографа: увидев объект съемки и нацелившись уже снимать, не забывайте покрутить глазами по заднему плану и поменять точку съемки, если это понадобится. Наша жизнь состоит из череды повторяющихся событий и похожих сцен. И именно удачный задний план почти наверняка способен привнести в вашу съемку искомые новизну или оригинальность. Поэтому не ленитесь, включайте “третий глаз”, проще говоря – собственный мозг!..

Мьянма. Фото Анатолия Струнина.
Мьянма. Фото Анатолия Струнина.

Обрабатываем фотографии

К сожалению, общая беда снимающей братии “для себя” – большой процент брака в их подборках. К браку можно отнести как творчески несостоятельные работы, так и техническая некондиционность снимков. О последнем и поговорим.

В принципе граблей здесь раскидано не так уж много. Это – проблемы с правильной экспозицией, кадрированием и перспективными искажениями. Все эти засады мы создаем себе при съемке, но можем их запросто исправить, если захотим, при отборе и обработке. Есть куча разных графических редакторов, которые на раз позволяют сделать это, но народ почему-то ничеем, кроме встроенных в операционную систему просмотрщиков медаи-файлов, не пользуется. Только отсматривает и отбирает снимки, слитые с камеры.

А ведь нужно понимать, что современный фотоаппарат – очень умная машина, но, увы, не настолько, чтобы думать за нас. Камера, в частности, не обладает адаптивным зрением, чтобы верно выставлять цветовую температуру снимка, не чувствует перегиба с оптическим искажениями, не знает, где у нас смысловые центры снимка и так далее… Ее можно “заставить” правильно видеть при съемке, но если этого не произошло? Тогда вы многое можете поправить потом, вернувшись домой.

Тезисы, что хорошая фотография не требует обработки, я даже не хочу обсуждать — это детский лепет. Некоторые блогеры в погоне за валом очень часто так оправдывают свою неряшливость. Но к фотографии-то это отношения не имеет…

Пользуйтесь хоть Фотошопом, хоть софтом производителей камер, но всегда правьте очевидыне погрешности. Я, например, делаю это в Capture One, и мне его вполне достаочно и для обработки, и для катологизации материала. А что такое “поправить”, посмотрим на примерах:

Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.
Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.

В целом, вполне неплохой снимок – церквушка, одинокое дерево и закатное небо – формируют у зрителя какое-то настроение. Одна беда, снимали либо слишком с близкого расстояния, либо использовали широкоугольную оптику. Поэтому простенки церкви приобрели трапецивидную форму, а дерево так вообще визуально на неё завалилось. На мой взгляд, это нехорошо – лучше выправить насколько возможно эти перспективные искажения, а при съемке в следующий раз отойти подальше. Также здесь серьезный уход в тени, на два-три стопа - не меньше. Могла бы помочь коррекция освещенности на переднем плане, там и могилка рядом, кстати, угадывается, да и лужайка вполне фатурная – зачем их терять?..

Но бывают и другие крайности, когда с обработкой случается явный перебор. Вот, например:

Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.
Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.

Небо на снимке фактически нарисовано. А вот четкость объектов, увы, недостаточная, желательно было бы подкрутить резкость, а не увлекаться так уж небом. Да и вообще, в обработке, как и в женском макияже, главное – мера. Хорошей обработкой фотографий считается такая, которую незаметно. Вот здесь можно об этом почитать и посмотреть: Как довести свои фотографии из путешествий до уровня GEO или National Geographic?..

Викидываем мусор

Будем считать, что необходимы минимум курса “молодого бойца” мы прошли. А теперь начнем честно смотреть правде в глаза и примем за факт, что многие, если не большинство, публикуемых блогерами карточек делаются без участия головного мозга их авторов. Или без применения элементарных правил, о которых мы поговорили выше. И никакие оправдания, типа “я не профессионал и снимаю для себя”, тут не прокатывают. Вы свои фотографии ВЫКЛАДЫВАЕТЕ на общее обозрение, вы с ними ВЫХОДИТЕ на публику, и значит, это уже “не для себя”. Вы уже обязаны считаться с тем, какое впечатление производят на других ваши “творения”. И если это мусор, то и место ему в корзине, а не на страницах сайтов, даже личных, если они не являются закрытой группой.

Поэтому нужен отбор, отбор и отбор снятого материала. Пусть из месячной поездки останутся пять, десять, двадцать фотографий, сопровождающих вашу историю, но безупречных. Подчеркну – не выдающихся (этого можно ожидать и требовать от профи), а именно безупречных - хотя бы с технической и содержательной стороны…

В предыдущих заметках я уже пытался привести свою “классификацию” плохих фотографий, а здесь некоторые все же покажу (хотя честно скажу - долго думал, делать ли это?). Но я и вправду не в силах понять тех авторов, которые на открытие темы ставят такие, например, снимки:

Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.
Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.

Или вот:

Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.
Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.

В этой фотографии, кстати, еще и руки обрезаны по суставы! Это, как минимум, считается небрежностью. Ну, а на открытие своей истории ставить колхозный лук – вообще как-то не комильфо, имхо...

А вот пример абсолютной, вселенской пустоты в открытии темы:

Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.
Фото с сайта трэвел-блогеров Турбина.

Автор нам явно говорит: там, за этим убогим входом, перекрытым еще к тому же шлагбаумом, ничего нет - ни тайны, ни открытия... Скукой и рутиной веет от самой главной фотографии. Какие же тогда сюжеты последуют за ней? Нет - спасибо, мы уж лучше мимо пойдем, смотреть не будем!..

Еще раз повторю: заглавная фотография — это не первая фотография, которую вы сделали во время экскурсии. А самая яркая и интересная из всех, которые вы сняли в этот день!..

Мьянма, Мандалай, монастырь Mahal Ganda. Фото Анатолия Струнина.
Мьянма, Мандалай, монастырь Mahal Ganda. Фото Анатолия Струнина.

Под занавес

Ну вот и все, альбомчик с раскрасками подошел к концу. Конечно, есть еще карточки, насчет которых чешутся руки. Но пусть подождут своего часа. Главное мы уже прошли – и теорию, и рабор практики. Необходимую психотерапию я провел, теперь каждый лечит себя сам – амбулаторно.

Мьянма, Мандалай. Фото Анатолия Струнина.
Мьянма, Мандалай. Фото Анатолия Струнина.

Лекарство одно: смотреть хорошие фотографии. Смотреть и думать. В основном, стремитесь подглядеть что-то интересное у классиков фотографии, а не у тех, кто на “яндекс картинках”. “Насмотренность” со временем позволит вам самим видеть фотографию еще до того, как вы нажмете на спуск. Говорят, у некоторых это получается…

Марокко. Фото Анатолия Струнина.
Марокко. Фото Анатолия Струнина.

Побольше требовательности предьвялйте к себе, а не к фактуре. Не думайте о фотографическом успехе и славе. Они пройдут мимо – и это единственное, в чем я уверен на сто процентов! Почему – долго объяснять, но, увы, это так…

Будьте ироничны и, в особенности, по отношению к себе. Фотографирование интересное и важное занятие, но, поверьте, в жизни есть дела и поважнее!..

#путешествия #трэвел блог #как писать тексты #как снимать в путешествиях #урок фотографии #фоторепортаж #советы фотографа #советы по фотосъемке

Мьянма, озеро Инле. Фото Анатолия Струнина.
Мьянма, озеро Инле. Фото Анатолия Струнина.

Понравилась публикация? А где лайк и комментарий?.. Заодно и подпишитесь, чтобы не пропустить самое свежее и интересное: ADVANCED TRAVEL

А если всерьез интересуетесь фотографией и хотите постичь её техническую и творческую составляющую, то вам сюда: ADVANCED FOTO

Мой сайт и съемка на коммерческой основе здесь: www.strunin.info

Всех благ! До встречи!..