Найти тему
Психомама помоги!

Как обучить ребенка ориентироваться в пространстве и на местности (1-я часть)

Формирование ориентировки в пространстве – одна из важных сторон умственного развития ребенка.

Качество ориентировки на местности в большой мере зависит от усвоения детьми пространственных представлений.
Качество ориентировки на местности в большой мере зависит от усвоения детьми пространственных представлений.

Доброго времени суток, читатели и гости, заглянувшие на канал Психомамы. Мы продолжаем разбирать проблемные моменты в жизни первоклашек и способы их разрешения. Сегодня мы поговорим о пространственной ориентировке.
Хочу отметить, лучше, если развитием этого навыка заняться в самом раннем детстве. Так, в возрасте 3-5 лет усваиваются практически все словесные обозначения пространственных отношений. Однако само по себе усвоение словесных обозначений не служит показателем уровня развития пространственных представлений: ребенок оценивает пространственные отношения только со своей позиции, не понимая, что если смотреть с другой стороны, то отношения меняются (то, что было сзади, окажется спереди, то, что справа, будет слева и т.д.). Более того, обозначенное слово-отношение закрепляется, становится для ребенка постоянным и мешает ему понять, почему то, что для него находится спереди, слева, для другого находиться сзади, справа. Именно поэтому детей с четырех лет следует знакомить с различными пространственными ситуациями. Первоначальное развитие ориентировки направлено на освоение детьми умения практически, а не только словесно определять направление пространства.

Детей с четырех лет следует знакомить с различными пространственными ситуациями.
Детей с четырех лет следует знакомить с различными пространственными ситуациями.

Дошкольники во многих случаях уже хорошо понимают схематические и условные обозначения и изображения, соотносят их с изображенной действительностью и могут пользоваться ими в качестве моделей свойств и отношений реальных предметов. Дети в старшем дошкольном возрасте, уже способны научиться пользоваться планами разных пространственных ситуаций, усвоить условные обозначения, при помощи которых изображаются разные предметы на плане, понять, что взаимное расположение предметов на плане совпадает с их взаимным расположением в пространстве. Понимание и использование дошкольниками планов приводит к формированию полноценной пространственной ориентировки.

Помоги зайчатам добраться к маме.
Помоги зайчатам добраться к маме.

Пространственная оценка движений представляет собой сложную функцию центральной нервной системы человека, которая осуществляется благодаря комплексной деятельности различных анализаторов, среди которых первостепенное значение имеет зрительный и двигательный анализатор. Кроме мышечно-двигательных ощущений, в пространственной ориентировке участвуют осязательные, слуховые, вестибулярные ощущения. Ощущения, исходящие от вестибулярного аппарата, важны для быстроты и правильной координации движений. Посредством зрения ребенок легко усваивает соотношения в расположении окружающих его предметов.
При передвижении в любом месте (на улице, в помещении) пространственная ориентировка необходима. Только при этом условии ребенок может успешно осуществлять передвижение.
Необходимо как можно раньше начинать развитие пространственных представлений у детей, опираясь на растущие возможности двигательного анализатора ребенка.

Развивайте пространственные представления у детей, опираясь на возможности двигательного анализатора ребенка.
Развивайте пространственные представления у детей, опираясь на возможности двигательного анализатора ребенка.

Основная цель родителей и педагогов:

  1. Научить ребенка определять основные направления;
  2. Научить проходить расстояние за короткий промежуток времени по готовому плану;
  3. Обучить «чтению» плана на основе общепринятых условных обозначений;
  4. Закрепить у ребенка навык ориентироваться на местности.

Все обучение проходит в III этапа.

  1. Ориентировка «на своем теле»
    На этом этапе мы учим детей ориентироваться на собственном теле, понимать пространственное расположение отдельных частей своего тела, обучаем ориентироваться в предметно-пространственном окружении. Это лучше делать в четырех-пятилетнем возрасте.
  2. Ориентировка «от себя»
    Этот этап закрепляет у детей навык ориентировки на собственном теле. Учим пяти-шестилеток распознаванию пространственных отношений между предметами, ориентировке в пределах ограниченного пространства, ориентировке относительно своего тела «от себя». Помогаем им освоить основные направления. Знакомим детей с условными обозначениями.
  3. Ориентировка по плану
    На последнем этапе, примерно за год до первого класса, совершенствуем ориентировку детей «на себе», «от себя». Помимо этого закрепляем распознавание пространственных отношений между предметами, ориентировку в пределах ограниченного пространства. Учим детей «чтению» плана на основе общепринятых условных обозначений. Обучаем, как двигаться по плану в обозначенное место за короткий промежуток времени. Также учим детей самостоятельно делать обозначения на плане и знакомим с компасом.
Учим ребенка двигаться в определенном направлении.
Учим ребенка двигаться в определенном направлении.

Теперь перейдем непосредственно к тому, как и что нужно делать, что-бы ребенок успешно овладел навыком пространственной ориентации.

На I этапе формирование у детей ориентировки в пространстве осуществляется систематически в повседневной жизни, на прогулках, «прогулках – походах», различных поручениях в пределах дома, определенного участка, игровой площадки.
Уже с раннего возраста формирование пространственной ориентировки у детей происходит в процессе обучения их двигательным навыкам. Развитие координации движений, формирование двигательных навыков у детей неразрывно связано с развитием «кинестетического пространственного развития», т.е. с различием направлений, расстояний, отражением пространственно-временных соотношений между предметами и движениями.
Причем нет необходимости придумывать специальные упражнения для развития пространственных представлений: почти в каждой рекомендованной игре для детей четыре-пятилетнего возраста есть такая возможность.
Ценным средством развития пространственных представлений являются подвижные игры, так как вся деятельность ребенка в игре требует ориентировки в пространстве: бежать в определенном направлении (вперед, назад, в сторону), прыгнуть повыше, бросить мяч подальше, найти свое место или ориентир и т.д. В игре можно использовать наглядные ориентиры (флажки, модули, стулья, скамейки, мячи и т.д.) которые способствуют уточнению у детей пространственной оценки расстояний и направлений. Они облегчают перемещение ребенка. Однако при объяснении двигательного задания в игре важно не только указывать, но и правильно словесно обозначать точное название направлений.

По мере овладения играми можно добавлять новые и усложнять те, которые дети хорошо освоили.
По мере овладения играми можно добавлять новые и усложнять те, которые дети хорошо освоили.

Такие игры как «Возьми флажок», «Добеги до мяча», «Встань первым» ориентированы на освоение направления движения.
Игры «Парашют», «Цапля», «Найди свое место», «Сделай так!» направлены на ориентировку в схеме собственного тела.
Игры «Скорее в домик», «Найди игрушку» направлены на определение удаленности предметов.
Игры «Принеси мяч», «Солнышко и дождик», «Найди пару по цвету» направлены на ориентировку относительно предметов и самого себя.
Вторая часть этого этапа - работа над дифференциацией правой и левой стороны тела, в первую очередь на выделение ведущей руки (на определенной стадии онтогенеза в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно-двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей). Дальнейшая дифференциация правой и левой сторон тела формируется уже на основе умения выделять правую руку: различение левой руки у ребенка осуществляется только через правую руку.

На определенной стадии онтогенеза в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно-двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей.
На определенной стадии онтогенеза в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно-двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей.

Во время режимных моментов и занятий, следует постоянно делать акцент на правую и левую руку ребенка. Чтобы ему легче было освоить этот этап, на правую руку ребенку можно одеть браслет, тогда он точно будет знать: «правая рука» - это «та рука, на которой браслет».
Таким образом, ребенку дается опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством - ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела и только потом превращается в абстрактные пространственные представления.
Таким образом, я думаю, что первый этап освоения пространственных ориентировок достаточно прост, если обучение превратить для ребенка в игру. Систематическое использование игр и игровых упражнений по ориентировке в пространстве, позволяет ребенку выделять противоположные стороны сначала «на своем теле», «от себя», а в дальнейшем ориентировкой не только «от себя», но и от других любых объектов. Эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесенности к сторонам. И, наконец, ориентировка в пределах даже весьма ограниченного пространства (комната, квартира, жилой участок, спортивная или игровая площадка) предполагает знание основных направлений.
На этом я пока закончу на сегодня, а в следующей статье расскажу о
следующих этапах развития пространственных ориентировок у дошкольников.

Вам понравилась статья? Подписывайтесь на канал "Психомама помоги!", читайте статьи о детской мотивации, развитии самооценки и др. Ставьте лайки, задавайте вопросы и делитесь опытом в комментариях.