Передача семи районов Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана вступает в заключительную фазу. Между тем статус оставшихся под контролем армян территорий так и остался неурегулированным, что грозит новыми конфликтами в недалёком будущем.
А пока бывшие беженцы возвращаются в свои дома, а кто-то наоборот – покидает их и сам становится беженцем. Эта земля напичкана ненавистью и минами – сколько времени потребуется для того, чтобы из обезвредить?
Соглашение, подписанное Арменией и Азербайджаном и положившее конец боевым действиям, вступает в свою последнюю фазу. Поскольку реальные мирные переговоры так и не провели, о перспективах мирного сосуществования говорить рано.
Вот уже несколько недель из Нагорного Карабаха мы получаем одни и те же кадры. За окончаним боевых действий последовал исход мирных жителей – Нагорный Карабах покидают тысячи армян. 1 декабря под контроль Республики Азербайджан перешёл последний район – Бердзор (Лачин). Соглашением о прекращении огня, подписанным Ереваном, Баку и Москвой 9 ноября, предусмотрен вывод армянских войск из нескольких районов.
Чтобы избежать ещё более тяжёлых потерь, правительство Никола Пашиняна и президент Республики Арцах Араик Арутюнян согласились на полную изоляцию анклава. «Все эти территории достались Армении в 1994 году в результате военной победы. Но разговоров о том, что они оставят их себе, никогда не шло. Вот только в условиях отсутствия мирного соглашения и непризнания Республики Арцах Азербайджаном, на котором тоже лежит ответственность за развязывание конфликта, они служили нам зоной безопасности и транспортного сообщения с Арменией», – напоминает журналист Борис Навасардян, участвовавший в переговорах после завершения военного конфликта 1991-1994 гг. В то время Армения при поддержке России установила контроль над анклавом и семью азербайджанскими районами, занятыми, чтобы «вывести Карабах из изоляции» и «обеспечить территориальную целостность», – объясняли армянские высшие руководители.
Есть ли будущее у армянского анклава с учётом того, что Армению и Республику Арцах соединяет теперь одна-единственная дорога – Лачинский коридор? С одной стороны, жители Степанакерта обрели покой после шестинедельных боёв. Но, с другой стороны, они боятся, что им придётся жить всего лишь в нескольких километрах от блокпостов азербайджанской армии. «Пока мы разбираем завалы и ремонтируем дома. Мы живы, это уже хорошо. Но когда всё утихнет, люди будут задаваться вопросом, какое значение эта территория имеет для международного сообщества», – решительно заявляет Ани Минасян, директор Общественного радио Арцаха.
Между армянскими территориями и Азербайджаном теперь находятся российские миротворцы – 2 000 солдат. Сегодня эти силы разъединения представляются единственной реальной гарантией поддержания перемирия и выживания самопровозглашённой Республики Арцах. В адрес подписанного соглашения звучит всё больше критики. Москва не считает этот документ мирным соглашением. Процесс мирного урегулирования должен обсуждаться с Минской группой ОБСЕ, занимающейся этим конфликтом с 1992 года. По поводу статуса Республики Арцах российский президент сказал следующее: «Что будет дальше, это предстоит решить в будущем или будущим руководителям, будущим участникам этого процесса».
В итоге в соглашении не упоминается основная причина конфликта между Арменией и Азербайджаном – статус территории Арцаха. «Авторитарный лидер Азербайджана Ильхам Алиев открыто радовался этому умолчанию. Отсутствие политического статуса для Нагорного Карабаха – тяжёлый удар по автономным органам власти, что создаёт неуверенность и чувство незащищённости у проживающего там армянского населения», – рассуждает Анна Онанян, специалист по Евразии в Центре Карнеги.
Также пока ещё ничего неизвестно о том, как будут возвращаться беженцы. Из 150 000 жителей, проживающих в регионе на 27 сентября, – до возобновления конфликта, – оттуда уехало около половины. По словам Артака Бегларяна, защитника прав человека в Арцахе, «в период между боями и передачей районов Азербайджану не менее 40 000 граждан Карабаха не имели крыши над головой, а это 27 % населения. Им пришлось оставить свои дома, уйти без ничего. А те, кто возвращается, должны, как и везде в регионе, быть внимательными, чтобы не подорваться на минах». Правительство Армении ещё не делало никаких заявлений о помощи и расселении беженцев. Она сама оказалась в ситуации глубокого кризиса сразу же после подписания соглашения. В стране проходят волнения, граждане требуют вернуть им тела погибших в ходе боёв родственников, которые на сегодняшний день так и не найдены. Всего погибло более 4 000 человек.
Многие дипломаты и ассоциации требуют, чтобы такие международные организации как ООН или Европейский союз опирались на текст подписанного соглашения при подготовке многостороннего соглашения – только он способен обеспечить прочный мир. Но если не решить раз и навсегда вопрос о статусе этой территории и о будущем проживающего на ней населения, то сосуществование в долгосрочном плане обречено на неудачу. А богатое культурное наследие региона, постоянно являющееся поводом для исторических баталий между обеими странами, в очередной раз может пострадать от нового витка эскалации конфликта.