Найти тему

"Не надо меня любить как саму себя"

"Не надо меня любить как саму себя", - говорю я, слегка улыбаясь.
Раннее утро. Мама заваривает кофе. Она любит с молоком и три ложки сахара. Я не пью молока, а три ложки сахара в моем утреннем кофе вообще могут обернуться тремя днями в постели - у меня аллергия на сахар.
"Ой, - отвечает мне мама, высыпая сахар обратно в сахарницу - я по привычке".
"Просто ты меня любишь, как себя, а меня надо любить, как меня" - шучу я. Мы смеемся.
Мы пьем кофе, и она говорит: "Как ты его пьешь без молока и сахара? Он же горький!" И когда я завариваю кофе по утрам, то стараюсь помнить про 3 ложки сахара, и не наливать полную кружку, чтобы она могла добавить себе молоко.

Любовь к ближнему - сложная штука. Вроде бы его нужно любить как самого себя, но иногда выясняется, что "как самого себя" - это вообще не про любовь.
Если любить - значит удовлетворять потребности другого человека, то нужно для начала выяснить, каковы эти потребности. И нет, они не калька моих.
Вот, например, меня в детстве ранили завышенные требования, и не хватало поддержки. В моем внутреннем мире требования - это враг, от которого непременно нужно спасти ребенка - любого попавшегося мне под руку ребенка. Зато поддержка и понимание - это добро. Вот. Какая замечательная и простая картина мира, но только она не про любовь.
Потому что у этого ребенка могут быть другие потребности. Совсем другие. В нем есть потенциал, а он не раскрыт. А почему? Потому что не постарался, стимула не было. А зачем? Зачем я буду напрягаться, если "меня и тут неплохо кормят?" И личность с нераскрытым потенциалом, позволю себе предположить, не в полной мере счастлива.

Но это не худший сценарий. Вот другой. Приходит молодой человек к психологу. У человека сразу 2 горя: выгнали с работы и ушла жена. А потом выясняется, что это уже не первая работа, которую он потерял, а жена - жена его любит, но вот эта неспособность позаботиться о семье материально и обеспечить стабильность - она ее замучала донельзя. А чтобы не терять работу нужно быть более ответственным, только этому никто не научил. Всегда выручали родители, на все закрывали глаза. Не дали понять, что когда ты что-то вовремя не делаешь наступают последствия, и часто неприятные. Родители были согласны это терпеть, но весь мир на это не подписывался. У родителей только один сыночек (а если и не один, этот-то все равно свой собственный), а у работодателя очередь желающих поработать, и некоторые из этой очереди работают качественнее. И получается, что человек, вдруг, неожиданно для него, сталкивается с очень большим и крайне неприятным последствием своих действий.

И вернемся теперь на несколько лет назад, когда он сдает учителю доклад на неделю позже положенного срока. Добро ли делает учитель, принимая работу позже или не снижая оценку за позднюю сдачу? А если учитель снижает ее, добро ли делает родитель, говоря: "не переживай, в этом в сущности нет ничего страшного?"
Я не хочу призывать к однозначным ответам. Быть может, мои учителя могли бы быть чуть добрее. Наверно, свет не перевернется, если ребенок принесет реферат завтра, а не сегодня, и да, так бывает, что на сегодня задали столько, что нельзя успеть, а на завтра ничего, или ребенок поторопился и забыл выполненную работу дома.
Можно и нужно иногда проявить понимание. Можно и нужно иногда быть строже. Как понять, когда то, а когда другое? Это нелегкое искусство.
"Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце" (Антуан де Сент-Экзюпери).