«Детки в клетке» (или, в другом переводе, «Не выношу маленьких детей») – еще одно произведение Стивена Кинга о травле в школе и о том, к каким ужасающим последствиям она приводит.
Суровая учительница мисс Сидли держит в страхе весь класс. Но со временем она замечает, что запугать детей становится уже не так просто. Наоборот, дети внезапно начинают вести себя так странно, что неизвестно, кто кого запугает… Мисс Сидли понимает, что в детей вселились самые настоящие демоны. Но что же с этим делать?
Ужасы Стивена Кинга – это сказки о маленьких и слабых невинных жертвах, которых никто не спас. Практически все его творчество пронизано тоской о героях, о том, как поступать правильно – не случайно в некоторых произведениях есть отсылки к Бэтмэну. Если в «Кэрри» одноклассники унижали и обижали беззащитную девочку, до тех пор, пока ее сверхъестественные способности не вырвались наружу, то в рассказе «Детки в клетке» можно предположить, что именно жестокое обращение учительницы пробудило в детях внутренних демонов. В мистическом рассказе противостояние учительницы и демонов приводит к трагедии, а в реальном мире слабые люди, которых обижали сильные и которым никто не протянул руку помощи, просто живут с пустой душой и с непоколебимой верой в то, что они плохие, потому что когда-то так сказал взрослый, умный, авторитетный человек, тот, чье мнение было важно.
Нельзя обижать маленьких и слабых, потому что таким образом мы, сами того не ведая, можем пробудить в людях таких демонов, что это не закончится хорошо ни для кого. Когда мисс Сидли, убегая от демонов, едва не попадает под машину, а потом дети-демоны все же догоняют и окружают ее, она невольно подводит итог своей жизни – вот, лежит, окруженная демонами. Но ведь вместо демонов могли бы быть благодарные ученики. К сожалению, мисс Сидли так ничего и не понимает, продолжая бороться с неизведанным миром грубой силой, и лишь зря губит детей, а демоны продолжают жить и поселяться уже в других детях – во всех, с кем взаимодействует мисс Сидли. Наверное, есть такие люди, которые заражают «внутренними демонами» - своими недостатками, пороками, комплексами – всех, к кому прикасаются. Очень многие дети по окончании школы выходят во взрослый мир сломленными, с заниженной самооценкой, неспособные заниматься предметом, к которому, что называется, «отбили руки», неспособные в принципе найти себя и свое любимое дело, с твердой уверенностью в том, что они плохие, глупые, бессовестные, далее по списку – а все почему? Потому что не нашлось ни друга, ни наставника, который бы дал человеку верное представление о себе – а ведь в каждом человеке есть и достоинства, и таланты. Нельзя вешать на людей ярлыки. Самое большое зло, которое мы можем сделать человеку – это лишить его верного представления о себе, и какая же большая роль в этом отводится наставникам и воспитателям. «Напишешь, какая я плохая?» - однажды сказала мне одна школьница. Становится очень грустно, когда сначала дети не подвергают сомнению утверждения взрослых о том, что они плохие, а потом эти дети превращаются во взрослых, считающих себя злодеями – а раз они плохие, какой тогда смысл поступать правильно? На этом этапе уже и поддержка бесполезна – ее надо давать раньше, когда еще не поздно.
Неудивительно, что в итоге все заканчивается трагедией – и для детей, и для мисс Сидли. И лишь внутренние демоны вечны, переселяясь из одного человека в другого. И, к сожалению, так будет до тех пор, пока мы не научимся протягивать руку помощи маленьким и слабым, не давая человеку разувериться в себе и низвергнуться в бездну.