История создания
Поэма «Медный всадник» написана А. С. Пушкиным в селе Болдине осенью 1833 г. При жизни поэта из всего произведения была опубликована только часть «Вступления» о Петербурге. После по требованию цензуры поэма, показывающая противоречия самодержавной власти, долгое время, до советской эпохи, печаталась в измененном виде (царя нельзя было называть "кумиром", был устранен эпизод «бунт Евгения», без которого менялся смысл произведения, и т. д.; поправки внёс по требованию Николая I В. А. Жуковский). Действие поэмы относится к 1824 году, когда в Петербурге произошло страшное наводнение, принесшее разрушения.
«Медный всадник» – известный памятник Петру I работы скульптора Этьена Фальконе (ныне на Сенатской площади), открытый в 1782 году. Монумент поставлен по инициативе Екатерины II, латинская надпись на памятнике гласит: «Petro primo Catarina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая»). Несмотря на то что у многих из нас памятник с детства вызывает, скорее, положительное чувство причастности к отечественной истории и культуре, скульптура стала символом не только российской государственности, но и российского самодержавия, жесткой власти монарха – противоречивого, во многом отрицательного исторического явления. В поэме Пушкин дает очень точное и одновременно эмоциональное описание памятника Петру:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Образ жертвы самодержавной, жесткой власти – взнузданный «уздой железной», поднятый на дыбы Петром конь, которого можно сравнить с Россией. Гранитный пьедестал «Медного всадника» по форме напоминает волну и также символизирует укрощенную стихию.
Жанр
Значим подзаголовок поэмы – «Петербургская повесть». Слово «повесть» указывает на реализм произведения (в противовес тому, что в пушкинское время поэма традиционно считалась романтическим жанром). По жанру поэма «Медный всадник» является синтезом (соединением) героической поэмы о величии и мощи царя-преобразователя (см. «Вступление») и реалистического рассказа о трагической судьбе «маленького человека» – бедного петербургского чиновника.
Сюжет
Вступление
Произведение открывается вступлением, в котором прославляется Петр Великий и его «творенье» – Петербург. Сначала мы видим Петра I, охваченного грандиозными государственными замыслами: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, ногою твердой стать при море», – затем – его город через сто лет после основания. Показаны положительные результаты петровских преобразований. Автор признается в любви к прекрасному городу: «Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид…», – выражает надежду на то, что «град Петров» будет стоять «неколебимо, как Россия».
Часть первая
Основная часть поэмы представляет собой резкий контраст с блестящим «Вступлением». Она начинается словами: «Была ужасная пора, // Об ней свежо воспоминанье…»
В первой части читатель знакомится с главным героем – бедным чиновником Евгением (от греческого «благородный»). Евгений происходит из древнего и некогда известного рода («прозванье» - фамилия):
Прозванья нам его не нужно,
Хотя в минувши времена
Оно, быть может, и блистало
И под пером Карамзина
В родных преданьях прозвучало;
Но ныне светом и молвой
Оно забыто.
Мы знаем, что Петр пресек существование дворянских династий, ценя приближенных за их дела, а не за родовитость, но вместе со старым дворянством ушла и особая нравственная высота: то, что предки Евгения не смогли проявить себя при Петре, свидетельствует не только об их пассивности, но и об их достоинстве, скромности, умении довольствоваться малым. Кстати, Евгений живет в Коломне – районе для небогатых людей, где жили и Пушкины.
Мысли героя, возвратившегося из гостей, – о бедности, труде, непогоде (Нева прибывает, с реки, возможно, сняли мосты, и молодой человек два-три дня не увидит возлюбленной Параши), о том, что он молод (служит чиновником всего 2 года), о любви к Параше, женитьбе, будущем семействе, детях:
О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость, и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. (...)
«Жениться? Мне? зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно;
Но что ж, я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе утрою
Приют смиренный и простой
И в нём Парашу успокою. (...)
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят…»
По сравнению с идеей государственных преобразований думы «маленького человека» Евгения ничтожны. Однако нельзя не заметить, что герой нацелен на созидание, готов нести ответственность, что для него, как и для Пушкина, значимы семья, семейные ценности.
Далее изображена картина наводнения. От сильного ветра река Нева, впадающая в Финский залив, идет вспять. Улицы превращены в реки, площади («стогны») – в озера.
Огромную разрушительную силу стихии можно было бы сравнить с бунтом: «Осада! приступ! злые волны, // Как воры, лезут в окна», «Народ //зрит божий гнев и казни ждет. // Увы! все гибнет: кров и пища!». Об этом же говорит реакция монарха: на балкон выходит царь Александр I, «печален, смутен», и молвит: «С божией стихией // Царям не совладеть» (не совладать, не справиться).
Пушкин выражает смелую мысль о том, что земной правитель не всесилен и судьба царя также зависит от воли провидения (поэтому произведение и было подвергнуто цензуре). Вспомним также, что наводнение произошло в 1824 году – за год до восстания декабристов, так что напрашивается невольная параллель с восстанием, хотя и подавленным, но представлявшим серьезную угрозу самодержавию.
Евгений, застигнутый наводнением на улице, спасается, взобравшись на одного из двух мраморных львов, стоящих у входа в новый дом «на площади Петровой» (это здание известно как дом А. Я. Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади – так называемый «Дом со львами»). Вокруг молодого человека – «вода и больше ничего». Герой переживает не за себя, а за возлюбленную и ее мать, живущих у самого Финского залива:
…На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений. Он страшился, бедный,
Не за себя. (...)
...Боже, боже! там –
Увы! близехонько к волнам,
Почти у самого залива –
Забор некрашеный, да ива
И ветхий домик: там оне,
Вдова и дочь, его Параша,
Его мечта… Или во сне
Он это видит?..
Символическая деталь: «обращен… спиною» к Евгению, «в неколебимой вышине, над возмущенною Невою стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне», – несчастья жителей Петербурга, связанные со стихийным бедствием, как будто произошли по косвенной вине Петра, ради осуществления своих грандиозных замыслов возведшего новую столицу в таком неподходящем с точки зрения природных условий месте и не замечающего «маленьких людей», стоящего к ним «спиною».
Часть вторая
Наконец «насытясь разрушеньем», Нева принимает свое обычное направление. «Вода сбыла», и Евгений с замирающей душой спешит к Параше. Он нанимает лодку; борясь с волнами, челн достигает берега. Герой бежит к дому возлюбленной, но видит, что постройку смыло наводнением: «Что ж это?.. // Он остановился. // Пошел назад и воротился. // Глядит… идет… еще глядит. // Вот место, где их дом стоит; // Вот ива. Были здесь вороты – // Снесло их, видно. Где же дом?» Герой сходит с ума от потери: «И, полон сумрачной заботы, // Все ходит, ходит он кругом, // Толкует громко сам с собою – // И вдруг, ударя в лоб рукою, // Захохотал».
После наводнения жизнь людей постепенно возвращается на круги своя и начинает течь по-старому. Но Евгений не может оправиться от потрясения. Душевнобольной, он не возвращается к себе домой ни через неделю, ни через месяц – становится бродягой, живет кое-как, оглушенный «шумом внутренней тревоги», не замечая ничего вокруг:
...Весь день бродил пешком,
А спал на пристани; питался
В окошко поданным куском.
Одежда ветхая на нем
Рвалась и тлела. Злые дети
Бросали камни вслед ему.
Нередко кучерские плети
Его стегали, потому
Что он не разбирал дороги
Уж никогда; казалось – он
Не примечал.
Однажды, в конце лета, ночью, когда идет дождь и воет ветер, Евгений вскакивает и вспоминает «прошлый ужас». Персонаж начинает бродить по улице и приходит к дому со львами, где его когда-то застал потоп. Герой вновь видит памятник Петру I – «кумира с простертою рукою… на бронзовом коне»: «Ужасен он в окрестной мгле! // Какая дума на челе! // Какая сила в нем сокрыта!»
Безумный герой готов на минутный бунт. Узнав место и «того, // Кто неподвижно возвышался // Во мраке медною главой, // Того, чьей волей роковой // Над морем город основался», «безумец бедный» «взоры дикие навел // На лик державца полумира» и в тревоге и гневе («по сердцу пламень пробежал, вскипела кровь», «зубы стиснув, пальцы сжав, как обуянный черной силой», «злобно задрожав») шепнул: «Добро, строитель чудотворный!.. // Ужо тебе!..»
Однако тут же Евгений бросается бежать: душевнобольному кажется, что лицо грозного царя с выражением гнева обращается к нему… Герой бежит по пустой площади и слышит за собой, «как будто грома грохотанье», тяжелый топот медных копыт по мостовой. Всю ночь несчастный мечется по городу, и ему мерещится, что страшный всадник преследует его.
С тех пор, когда Евгению случалось приближаться к Петровой площади, он прижимал руку к сердцу, «как бы его смиряя муку», «картуз изношенный сымал, смущенных глаз не подымал и шел сторонкой».
В финале поэмы изображена смерть «безумца бедного» – предположительно, на пороге смытого наводнением домика возлюбленной, найденного им.
Проблематика. Противоречивый образ Петра. Образ «маленького человека» – жертвы истории
Поэма поднимает проблему столкновения личности с неизбежным ходом истории, государственной необходимостью. Образ Петра в произведении – олицетворение государственной необходимости. Отношение Пушкина к Петру и его преобразованиям в поэме двойственное. Произведение показывает, что грандиозные государственные реформы, имеющие благую цель, ведут не только к положительным изменениям в обществе, но и к страданию не видимых в масштабах государства единиц, разрушению отдельных жизней. Жертвами государственной необходимости становятся беззащитные «маленькие люди», частные судьбы которых не берутся в расчет правителями.
__________
Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!
По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.
Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!