В глазницах окон веки штор сомкнулись,
Трамвай в депо, как судно в порт, поплыл,
И город в перекрестьях сонных улиц
Кроссвордом неразгаданным застыл. (Ольга Святкова)
Побродим в компании с художником Хосе Родригесом и поэтессой Ольгой Святковой по улицам городов, пробуя разгадать их, как кроссворд, по городам, где
... целый день мы буквами мелькали,
В делах стремглав туда-сюда неслись,
Но разминулись в общей вертикали
Да и в горизонтали не сошлись. (Ольга Святкова)
"Оказывается, есть и такое наслажденье — брести по пустым улицам наугад, не зная пути. Чужой, непонятный город. Чужая, непонятная жизнь. Зато настоящая. Самая что ни на есть." (Борис Акунин).
Город на закате и ночью в сверкании и мерцании огней - самое романтичное время, когда можно расслабиться после дневных забот и стать расслабленнее и откровеннее даже с самим собой.
Нет одинаковых городов на нашей Земле.
"Города похожи на женщин, у каждого есть свой собственный особый запах." ( Джордж Мартин). Как, например, у Венеции...
Один и тот же город для каждого из нас свой, неповторимый.
ПЕТЕРБУРГ Ольги Святковой.
Город - преступление,
Город - наказание.
В небо устремление,
В воды ускользание.
Город - ослепление,
Город - восхищение.
Горя искупление,
Воли похищение.
Город - исчезание,
Город - отречение.
С ветром состязание,
С морем обручение.
Город - окрыление,
Город - вдохновение.
Ночи просветление,
Денный сон забвения.
Парусов распятие,
Шпилей вознесение...
Ты - мое проклятие,
Ты - мое спасение!
Где еще можно увидеть, как посреди белой ночи на фоне неба цвета разбавленного молока разворачиваются крылья мостов, и ты смотришь завороженно, забывая загадать желание...
БЕЛАЯ НОЧЬ от Ольги Святковой.
Льется ночка-альбинос,
Ангельски светла.
Мост пролеты ввысь разнес
Точно два крыла.
Вес утратя, плоть камней,
Как душа, легка.
Смыла сажу черных дней
Белая река.
Горьких снов растоплен лед.
Взвился сфинксов град.
А в огне не ищут брод -
Сквозь него летят.
Сбросьте, крылья, горе с плеч
В сфинксовом бреду!
Я мостов не стану жечь -
Просто разведу.
Любовь (или нелюбовь) к городу возникает из чувств, которые человек в нем испытывает. Кто-то в большом городе видит только асфальт под ногами, а кто-то и среди небоскребов разглядит на небе единственную звездочку. В городе можно отыскать уединение и избавиться от одиночества.
Из "Тур де Франс" Ивана Урганта о Парижском метро.
"... Эскалаторы недлинные, видимо, и глубина не очень-то большая, это не как в моем родном городе - Санкт-Петербурге, туда - обратно, и уже полдня прошло."
"ПАРИЖ — единственный в мире город, где можно отлично проводить время, ничем по существу не занимаясь." (Эрих Мария Ремарк)
Ольга Святкова:
"А в апрельском Париже асфальта паркетная сушь,
Мушкетерские тени блуждают по эху дворцов,
И бестыже канканит огнями в ночи Мулен-Руж,
И химеры на крыше Нотр-Дама выводят птенцов.
Но порою за стойкой в богемно дымящем бистро,
Заливая абсентом надрывный шансонный излом,
Город Счастья вздыхает, как старый усталый Пьеро,
Оттого, что не видит меня за соседним столом.
Извини, мон ами, что никак не подарит следов
Мой ботинок аллее в твоем Люксембургском саду!
Знаешь, сколько грустит в этот час на Земле городов,
Сожалея о том, что я к ним никогда не приду?
... А в Москве под капелью гуляет малышка-Весна,
Дно у лужицы пробуя ножкой, нетвердой еще,
И небес глубина голуба и хрустально-ясна,
И пушистая верба садится птенцом на плечо."
Внутри большого города всегда отыщется особый, свой город.
Ольга Святкова о своей Москве.
КРЫЛАТЫЙ ГОРОД
Тебя Господня тетива
Стремит стрелой прямой.
Её Высочество Москва,
Стокрылый город мой!
В святом Пречистенском крыле
Не вязнут гарь и дым.
Без небоскребных костылей
С тобой мы ввысь летим.
Волхонка, Сретенка, Арбат
Крылатей, чем орган.
Окошко к Солнцу прорубать
Деньгам не по деньгам.
Лишь сердце может оплатить
Твой колокольный мёд.
Кому начертано крестить,
Тот небо не сребёт.
Твоей Рождественкой пройдешь -
Душой родишься вновь.
Не веришь ты в слезу и грош,
Лишь в небо и Любовь!
Ты вся - струение под высь,
Твоя стезя - полет.
Не надо в небеса скрестись
Тому, кто в них живет!
Город может стать целым миром, если любишь одного из тех, кто в нем живет.
Миром трепетных отношений, щемящей грусти и космической безграничности чувств.
Города - они живые.
"Несколько дней город, казалось, находился в теплом и каком—то блаженном обмороке, он предавался осени, этой изменчивой лгунье, и не верил, не хотел верить в скорое наступление холодов…" (Дина Рубина «Когда же пойдет снег»).
Они умеют творить, радоваться, мечтать, наводить макияж к праздникам, молодеть весной, а приходит время - стареют и умирают.
А какой город стал родным и самым любимым для вас? Большой, где можно затеряться и потеряться, или маленький, где не скроешься от чужих глаз, но и всегда найдешь поддержку? Или вы согласны, что "самый чудесный город это тот, где человек счастлив." (Эрих Мария Ремарк. "Ночь в Лиссабоне")?
О художнике Хосе Родригасе.
Молодой испанский художник, родился в 1985 году, учился в Университете в Барселоне, часто живет в Москве. Увлекается экстремальным спортом, поэтому и в таких ярких картинах его чувствуется стремительность, экспрессивность. При этом он успевает "остановить" мгновения и поймать эмоции постоянно меняющейся жизни в своих городских пейзажах.
Об Ольге Святковой я уже писала, вы можете почитать ее стихи в публикации "Зимние мотивы в стихах Ольги Святковой.".
Если вам понравилась эта статья, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал "Под крылом самолета", чтобы не пропустить следующие публикации.